Новогодние речи президента – как лотерея. Покупаешь билет (включаешь телевизор), смотришь, как вращается барабан (говорит глава государства), жадно вглядываешься в выкатывающиеся шары (вслушиваешься в слова), а потом разочарованно рвешь билет и выкидываешь его (переключаешься на салаты и шампанское), потому что не выиграл (не услышал ничего, что порадовало бы душу и сердце).
Говорят, свято верит в лотереи лишь тот, кто в школе плохо учил математику. Так же и с президентским обращением – по-моему, услышать от Ильвеса нечто иное можно, лишь совершенно не разбираясь во внутренней политике.
Президент у нас – фигура по большей части церемониальная, но при этом все же глава государства. Правду-матку напрямую рубит редко, чаще приходится читать между строк, улавливать полунамеки, что под развеселую пьяную новогоднюю лавочку, может, и не всем делать хочется.
Признаться, после предновогоднего пассажа Ильвеса, жестко и бескомпромиссно вмешавшегося во внутрипартийные разборки из-за скандала вокруг финансирования Центристской партии, его выступления за пять минут до наступления 2011-го я ждал с каким-то особым нетерпением. От категоричного тона не осталось и следа, но тонкой нитью президент протянул мысль о том, как хорошо живется нынче в стране эстонской (читай – при родном правительстве).
Ильвес, похоже, окончательно превратился (используя все ту же терминологию пресловутого скандала) в «агента влияния» правых партий. И дело тут вовсе не в моих политических предпочтениях. Просто фигура президента (по сложившемуся порядку – беспартийного, между прочим!) должна как-то уравновешивать внутриполитические процессы. А Ильвес прочно занял место на одной чаше весов, и страна сильно наклонилась вправо. По-человечески его понять можно – осенью надо бы переизбраться, а посему стоит поддержкой заручиться. По-государственному – не понимаю.
Что же касается нас с вами, людей, чьим родным языком является русский, то ни полунамека, ни полувзгляда президентского мы не удостоились. Трети населения страны для Ильвеса, похоже, как не было, так и нет.
Честное слово, лучше бы новогоднюю речь произносила жена президента. У Эвелин Ильвес по крайней мере весело все получается, с огоньком.