Заявление НКО «Cписок Кленского»
Уже второй эстонский город отмечает 70-летие отступления Красной Армии и прихода гитлеровских войск. На днях дату отметил южный эстонский город Вильянди, сразу за ним торжественные мероприятия состоялись и во втором по величине городе страны – университетском Тарту, который известен также своими скинхедами и расовой нетерпимостью.
Наша организация не спешила с протестом в надежде, что в Эстонии найдутся и эстонцы, которые сами осудят провокационные инициативы. Но судя по всему торжества по поводу начала немецко-фашистской оккупации обещают докатиться до Таллина в том же темпе, что и само нашествие гитлеровцев 70 лет назад.
Общественность стыдится (или боится) признаться в том, что за видимой националистической паранойей отчетливо просматривается неонацистский дух и ксенофобия, пошлая русофобия.
Никто не может и не должен обманывать себя тем, что нынешние реваншисты, как и гитлеровцы, позиционируют себя не иначе, как поклонниками борцов с большевизмом и советской властью и, конечно, сторонниками сильной руки и усиления эстонской «независимости» (хотя манипулируемая из-за океана Эстония уже напоминает протекторат США у границ с Россией).
***
Но эстонская интеллигенция, политики и парламентарии, которые не упустят случая лягнуть Россию, упорно и патриотично молчат. Воды в рот набрал Евросоюз, посольство Германии, сам посол США в Таллине, который только что нахваливал Эстонию, как оплот западной демократии. Молчит и Президент страны Тоомас-Хендрик Ильвес.
Что и понятно. Такие местные шалости на Западе считают признаком демократии. А вот их осуждение – экстремизмом и угрозой демократии.
Но министр обороны ЭР и идеолог радикального национализма Март Лаар, только что открывший в Тарту памятную доску на здании штаб-квартиры массовой военизированной организации «Кайтселийт», заявил несколько дней назад о готовности эстонских партизан отразить нападение российских… танков.
Это – вовсе не душевное расстройство, это – преднамеренное нагнетание истерии, желание нарушить стабильность в стране, в которой 1/3 населения – русские и русскоязычные жители.
Пока торжества по случаю начала немецкой оккупации летом 1941 года публично осудили лишь Еврейская община Эстонии и общественное движение «Эстония без нацизма», которое, кстати, официально признано экстремистской и опасной для страны организацией! Председатель правления этой организации Андрей Заренков с сожалением отмечает, что «зародившаяся в Синимяэ традиция чествований и восхвалений фашистских вояк 20-й дивизии СС все же имеет свое развитие».
Президент еврейской общины Эстонии юрист Алла Якобсон сделала от имени общины заявление, в котором выражено возмущение тем, что с разрешения местной власти отмечается день, «который стал началом истребления жителей Вильянди и граждан Эстонии «неправильной» с точки зрения идеологов нацизма национальности».
***
70 лет назад и во многих других местах Эстонии десятками тысячами убивали советских военнопленных и неугодных новой власти людей. Только в Нарве было создано семь концлагерей.
Часто, и это отмечается в сохранившихся документах немецко-фашистских оккупантов, расстрелы производились добровольцами из числа местных жителей. Особенно отличались члены созданной немецкими оккупантами эстонской военизированной организации «Омакайтсе» («Самооборона»). В него вошли тысячи членов довоенной массовой военизированной организации «Кайтселийт» («Союз обороны»).
Они принимали активное участие в массовом уничтожении мирного населения на оккупированной немцами территории России. По данным Госархива ЭР (фонд R-358) немецкие префектуры в Пскове и Красном Селе были полностью укомплектованы эстонцами. О зверствах карательных батальонов, состоявших только из эстонцев-русоофобов, с ужасом и сегодня вспоминают на Псковщине, за ее пределами.
Это и благодаря эстонским добровольцам немецкое командование докладывало в Берлин, что Эстония зачищена от евреев (Judenfrei). Начальник лагеря в Ягала, тоже из местных юдо- и русофобов, был расстрелян немцами за то, что он выдирал у чешских евреев изо рта золотые коронки не после расстрела (по инструкции), а еще до казни.
Особенно кощунственны торжества в Тарту, где с участием главного капеллана Сил обороны Эстонии, подполковником Таави Лаанепере, официально и лицемерно отмечается 70-летие захвата перед приходом немцев местными «патриотами» штаб-квартиры «Кайтселийт», что-де положило начало свержению в Тарту советской власти и невозможно поверить…(?!) подготовке к вступлению в город гитлеровских оккупантов.
***
Но что празднуют ура-патриоты Эстонии, плохо скрывающие свое расистское и все более становящееся неонацистским мировоззрение?
Согласно составленному бригаденфюрером СС, начальником «Эйнзац-группы А» Шталкером рапорту (он фигурировал на Нюрнбергском процессе) самому Гиммлеру о массовых убийствах значилось, что «во многом облегчило работу полиции безопасности активное участие в этой работе националистов Литвы, Латвии и Эстонии».
Вот и сразу после захвата Тарту немцами летом 1941 года последовали массовые расстрелы у противотанкового рва в деревне Лемматси. Убивали и малолетних детей. Документы свидетельствуют, что команду «Огонь!» тут подавали на эстонском языке. В гестаповском концлагере под Тарту лично расстреливал людей и секретарь городского отдела партии «Исамалийт». Именно эту партию с помпой воссоздал 20 лет назад любимец республиканцев в США, нынешний министр обороны ЭР Март Лаар, которую он возглавляет и сегодня под названием IRL.
Внушают реальный страх «наивные» заявления организатора шабаша в Вильянди – Яаники Кресс от Сакалаского общества военных Эстонии. Она считает, что с приходом в город немцев «для эстонцев положение снова стала нормальным». И еще: «Мы хотим поблагодарить оставшихся в живых солдат и сказать, что они поступили правильно, борясь с большевизмом».
Учитывая возможные последствия глобального кризиса, который несколько притих, но готовый разразиться с новой силой, такая набирающая обороты пропагандистская работа эстонских властей выглядит зловещей и наводит на мысль о том, что все может повториться. Приходилось слышать и о намерении своевременно покинуть Эстонию, в которой (не дай Бог!) произойдет своя «хрустальная ночь».
***
Такую гнетущую атмосферу, царящую в Эстонии, ежедневно подтверждают новостные ленты местных инфоагентств. Вот только из последнего.
*Горевшее недавно заброшенное здание, отданное таллинскими властями в аренду под Русский музей, уже многие годы является прибежищем для бомжей, загажено наркоманами и алкоголиками.
*Отсидевший в своё время в тюрьме более двух лет за злоупотребление служебным положением, нынешний директор Раквереской русской гимназии Арно Казенийт возглавит новую гимназию в Силламяэ, на русскоязычном северо-востоке Эстонии.
*Министр образования Яак Аавиксоо (министр обороны ЭР в апреле 2007 года и один из инициаторов перезахоронения останков советских воинов и переноса «Бронзового солдата») отказал русскоязычным гимназиям в законном решении сохранить с 1 сентября родной язык в качестве языка обучения. Это вполне соответствует духу дискуссий нацистов о плане «Ост», согласно которому славянам предполагалось давать меньше образования, чем их приказчикам-прибалтам, а тем в свою очередь меньше, чем немцам.
*Правительство Эстонии, возглавляемое организатором «бронзовых ночей» в Таллине в апреле 2007 года, бывшим заворготделом Тартуского райкома КПСС Андрусом Ансипом, отказалось от недавнего предложения ОБСЕ автоматически предоставлять эстонское гражданство детям лиц, не имеющих гражданства.
* На вопрос, не похоже ли положение неэстонцев на положение албанцев в Македонии, один из идеологов эстонского ультра-национализма, бывший работник ЦК Компратии Эстонии и экс-депутат парламента Эстонии, член совета Фонда интеграции и миграции «Наши люди» Март Нутть ответил, что ничуть не похоже. Мол, албанцы – коренные жители Балкан, они жили там даже раньше самих македонцев, а что касается Эстонии, то русские здесь – народ пришлый…
***
Мы обращаем внимание властей и общественности Эстонии, а также России и Евросоюза на реальные угрозы, которые представляют опасность для всего населения, но прежде всего русскоязычных и русских жителей Эстонии. Это – усиление ультра-националистических и неонацистских настроений в Эстонии, радикализация экстремистски настроенной политэлиты страны.
Увы, во многом это обусловлено непростительным попустительством Запада, а может и заинтересованностью определенных кругов Северо-атлантического альянса.
И разве мы все это уже не проходили? Вспомним мюнхенский сговор в 1939 году, как на Западе закрывали глаза на растущие реваншистские и нацистские устремления в Германии, лишение Гитлером избирательного права евреев... В итоге это привело к самой страшной войне в мире.
Молчать сегодня – это согласие на «газовые камеры» XXI века. Для начала следовало бы обязать эстонские власти перепечатывать массовым тиражом давно забытые обществом и неведомые новому поколению изданные в советское время сборники документов о преступлениях, совершенных во время немецко-фашистской оккупации 1941-1944 годов в Эстонии и соучастии в них самих эстонцев.
Таллин, 10 июля 2011 года.