В ближайшие часы завершаются последние бои за Триполи, а также за ряд второстепенных городов Ливии, преданных семейству Каддафи (в частности, за родину полковника, город Сирт). Рассуждать о том, что «свергнут диктатор» и на его место пришел/приведут кого-то из «гуманистов-демократов» (например, Мустафу Джалиля), по меньшей мере, наивно.

Каддафи был диктатором в не меньшей мере, чем король Саудовской Аравии Абдала Азиз или король Бахрейна Хамад аль-Халиф. При последнем, к слову, кровавые разборки в стране были не на много меньшими, нежели в Ливии, другое дело, что король в Бахрейне «правильный». Каддафи, напротив, последние сорок лет порядком напрягал Запад, а потому первая возможность его свергнуть была тут же поддержана «цивилизованным миром».

   Интерес Запада к Ливии настолько же очевиден и прозрачен, как и влечение здорового мужика к грудастой длинноногой девушке. «Преступления против человечности», «массовая гибель мирного населения», и «гуманитарный голод» являются всего лишь метафорическим эвфемизмом Запада, за которым скрывается вполне утилитарная цель – углеводороды ливийских месторождений. По сути, для самих арабов Ливии ничего принципиального со сменой режима Каддафи не произойдет. До этого шесть миллионов глупых арабов работало на Семью, получая взамен умеренную сытость с толикой обязательных исламских ценностей, теперь же, эти самые шесть миллионов глупых арабов будут работать на транснациональные компании, заменив ценности Корана батончиками «сникерсов» и возможностью смотреть кабельное телевидение.

   Впрочем, сожаление над горькой судьбой непутевых ливийских арабов предлагаю оставить сердобольным барышням. Для нас куда интереснее сейчас проследить за изменением геополитической карты в Средиземноморье, и в целом, на Европейском континенте Не буду лишний раз акцентировать внимание на том, что Ливия является первой страной в Африке (и одной из ведущей в ОПЕК) по объемам разведанных запасов нефти и газа. Отмечу только, что до недавнего времени Запад в лице США наложил на Ливию жесткое эмбарго на поставку углеводородов (в частности, нефти). Теперь же ситуация кардинально меняется. С падением Каддафи для любого его преемника первоочередной задачей будет процесс легитимации. С внутренней легитимацией в странах подобной Ливии, где с времен неолита не было гражданского общества, в целом все понятно – объявят по телевизору того же Джалиля «президентом Ливии», и пипл с радостью воспримет нового спасителя отечества. Куда интереснее будет происходить процесс внешней легитимации. Любой вчерашний оппозиционер, который еще недавно бегал по тюрьмам или продавал финики в ларьке, с каждым новым днем обоснования в трипольских апартаментах будет осознавать, какая нефтегазовая компания «Ливия» у него под ногами. А потому, уже в эти дни ведущие мировые ТНК ведут борьбу за свой пирог преференций, не затягивая излишне весь этот процесс дележа.

   Но вернемся к геополитической карте. В отличие от того же Ирака, в Ливии нет конфессиональной (шиитов) и этнической (курды) разобщенности. К тому же, географическое положение Ливии находящейся в подбрюшье Южной Европы также выгодно отличается от своего ближневосточного углеводородного аналога. Все это указывает на то, что уже в ближайшие месяцы нефтеперерабатывающие порты Катании, Мессины и Марселя получат голубое и черное «золото». Вопрос стоит только, кто из ТНК и что получит.

   Учитывая, что особую активность в бомбардировках Ливии проявили США, Британия и Франция (а также стоит отметить, что как раз спецназ этих стран в эти часы штурмует Триполи), скорее всего именно эти три страны получат от Ливии максимум удовольствия. Обычная практика работы с закрытыми странами (вроде Алжира, Мьянмы или нашей же Ливии времен Каддафи) следующая – ТНК негласно заходит в страну и получает за определенную годовую маржу (скажем, миллиард у.е.) целое месторождение, а дальше уже добыча идет в таких объемах, какие устраивают корпорацию А потому вполне вероятно, что такие монстры, как американский Exxon Mobil, британский BP и французский Total поделят крупнейшее в Африке нефтяное месторождение Серир, и в обмен на «поддержку демократии» в Ливии, начнут выкачивать нефть из страны уже в ближайшее время. Более того, нефте- и газопроводы в Европу из Ливии были проведены еще в 60-х – 70-х годах, потому каких-то существенных затрат на транспортировку не предвидится. В такой ситуации вопрос со строительством дорогостоящего проекта «Набукко» если не отпадает, то, по крайней мере, теряет своей острой актуальности на ближайшее время.

   Во всей этой ситуации главным неудачником (после арабов, конечно) выступила Россия. Кремль своей бестолковой позицией по ливийскому вопросу (и Каддафи у них «диктатор», и Запад устроил против «свободолюбивой страны новый крестовый поход») потерял абсолютно все свои перспективные наработки. Во-первых, почти наверняка с ливийского рынка будут вытеснены «Лукойл», ТНК (тюменская) и «Газпром» (а ведь еще в прошлом году русские выходили на прямые нефтегазовые разработки в том же Серире). Во-вторых, у российской оборонки «завис» текущий контракт почти на два миллиардов долларов поставки вооружения. Новое правительство вполне очевидно никаких обязательств Каддафи на себя брать не будет, а ведь еще совсем недавно под эти же военные контракты РФ списала Ливии 5-миллиардный внешний долг. Наконец, самое главное. Европа в обозримой перспективе получает серьезную альтернативу углеводородных поставок из России, а такой проект, как «Южный поток» сам по себе теряет еще больше свою привлекательность. Похоже, Ливия стала для дипломатии России самым громким фиаско, после бомбардировок авиацией НАТО Югославии.

   Теперь о перспективах. Арабский мир на очередном примере Ливии продемонстрировал свою полную несостоятельность перед западной цивилизацией. Раздолбав собственноручно свою страну и перебив кучу соотечественников в кровавой бойне, ливийцы с радостными улыбками имбицилов вручают все свои нефтегазоносные месторождения представителям «белой расы». Жалко арабов? Да ничуть! Пусть думают, что у них теперь появилась демократия и все сопутствующие радости пародийного копирования западного образа жизни. Настораживает другое. Ислам, как самая массовая в современном мире религия, совершенно не способствует становлению даже зачатков гражданского общества. А это значит, что эту же самую Ливию после череды «сникерсных разочарований» снова кинет в новый виток религиозного фундаментализма. А значит, будет новый Каддафи, новая разновидность джамахирии, и новая волна национализации нефтегазового комплекса. Правда, вполне вероятно, что к тому времени национализировать особо уже будет нечего.

"Обозреватель"

Обсуждение закрыто

ТОП-5 материалов раздела за месяц

ТОП-10 материалов сайта за месяц

Вход на сайт