Статья об инциденте с Драмбяном написана по материалам эстонской и российской печати и представляет собой попытку систематизировать сообщения в прессе, т.е. те факторы, которые непосредственно влияют на формирование общественного мнения. Там, где это необходимо, материалы эстонской и российской прессы снабжены авторскими комментариями.
Нынешний редактор издания «МК Эстония» Андрей Титов в 2009 году опубликовал статью, посвященную выборам. В ней была глава «Пора имения»:
«Представившийся юристом Карен Драмбян держал речь под неодобрительный гул некоторых собравшихся. «И это юрист говорит?» - вопрошал Владимир Лебедев, обращаясь к сидевшему в зале адвокату Александру Кустову. Тот лишь снисходительно улыбался. А Драмбян тем временем «жег глаголом»: «Эстонцы так долго подставляли нам задницу, когда мы наклонялись для поцелуя, что невольно возникла мысль: а не пора ли эту задницу поиметь!».
В эстонской прессе поспешили объявить политическим манифестом статью Карэна Драмбяна «Мы не рабы, рабы не мы!!!», написанную два года назад в совершенно иной жизненной ситуации. Статья любопытная, однако, представляющая армянина Драмбяна не в качестве потенциального террориста, но радикального политика и даже более русского, чем сами русские.
Мы не рабы, рабы не мы!!!
Вот несколько характерных цитат из статьи Драмбяна «Мы не рабы, рабы не мы!!!» (сохранена орфография и пунктуация оригинала):
«Перекраивая историю на свой лад, власть придержащие стали создавать образ внутреннего врага, против которого заработала, вся государственная машина, превозносящая коренное население на положение VIP, а остальных Persona non grata. Фашистская нечисть, была возведена в ранг национальных героев, а воины, освободители от коричневой чумы, объявлены государственными преступниками.
В течении 17 лет мы наблюдали, как наша страна из псевдодемократической мутировала в состояние национально-озабоченного полицейского государства. Наши лидеры с бабочками и без, обалдевающие от собственной значимости, стали вершить историю государства, по своему, рабскому уразумению, усиливая дискриминационное давление на 1/3 населения, иначе как пятую колонну, в эстонском просторечии не называемую. Прикрываясь от мировой общественности, проведением мнимой интеграции, на которую Европа выделила 2 миллиарда крон, власть претворяла в жизнь, свою приоритетную программу, разработанную для чужеземцев, – Чемодан, Вокзал, Россия…
Кощунственным, на этом фоне выглядело заявление президента Эстонии Леннарта Мэри, - «Сейчас российские лидеры обвиняют нас в нарушении прав человека русскоязычной общины. Но иногда я даже сожалею, что мы так хорошо с ними обращаемся».
Заявление президента Леннарта Мери относится к 1992 году и сделано за 17 лет до написания Драмбяном своей статьи. Это признание Мери сделал, будучи в заграничной поездке, в беседе с лордом Николасом Бетеллом. Признание выглядит так:
«Советское владычество в Эстонии ничем не походило на британское правление в Индии в добрые старые времена, воспетые Киплингом. Русские представляли себя «нацией господ», они вели себя как СС, а не как обычные солдаты вермахта. Они не считали нормальным разговаривать с нами. (…) Сейчас российские лидеры обвиняют нас в нарушении прав человека русскоязычной общины. Но иногда я даже сожалею, что мы так хорошо с ними обращаемся».
Драмбяну чрезвычайно нравится тема рабства и он развивает ее сквозь призму библейской истории:
«Да, все-таки прав был Моисей, 40 лет водивший евреев по пустыни, что бы умер последний, помнивший рабство. Во имя создания нового государства с чистого листа, не оборачивающегося назад в историю, в поисках забытых обид, а с гордо поднятой головой смотрящего в будущее.
К сожалению, анализируя внутреннюю политику Эстонии, за последние полтора десятилетия, автор вынужден согласиться, - была все таки оккупация, и угнетенный эстонский народ находился в рабстве у русских! И не пробуйте возражать, не представив автору альтернативного объяснения откуда, тогда столь явно выраженная рабская ментальность эстонского правительства, и неискоренимая ненависть к «бывшим рабовладельцам».
Не ищите логики в идеологии власти, почему из всех национальностей, когда либо убивавших эстонцев, они выбрали именно русских, нe немцев, не украинцев, которых в войсках НКВД было подавляющее большинство, не грузинов, за представителей нации, которые в течении 30 лет правили советской империей, и за подписью которых значился указ об анексии Эстонии».
Совершенно неожиданно в статье Карэна Драмбяна появляются мысли, как бы отсылающие к малоизвестному эссе художника и публициста Марта Лаармана «Народ-раб», написанному в середине 30-х годов прошлого века. Драмбян предлагает рассмотреть гипотезу, объясняющую сознание современного эстонца «А может рабство у них в голове?» Он пишет:
«Это многое бы могло разъяснить, во-первых, проявление русофобии, что само по себе это признак шизофрении, как и любая фобия. Во-вторых, мы обвиняем эстонских политиков в применении двойных стандартов, а при ближайшем рассмотрении, это оказалось плюрализмом в одной голове, что так же не характерно здравому человеку. И нагнетание межнациональной розни, на основе несуществующего рабства. А уж президенту нашему, вспоминающему, тяготы оккупации, впору в каждое подобное интервью вставлять эпиграф, – «Что то с памятью моей стало, то, что было не со мной,помню…» Господа, их не обвинять, их лечить надо!» (…)
Бездарность правителей и неумение руководить государством, прогрессирующий идиотизм, при осуществлении внешней и внутренней политики, все это можно объяснить тяжелым психическим заболеванием. А чем объяснить наше раболепное молчание и покорность, когда в любом другом цивилизованном государстве уже привлекли бы зарвавшихся правителей к ответу».
Весьма любопытен взгляд Карэна Драмбяна на русских:
«Русские в Эстонии – не нация и не народ. И даже не национальное меньшинство – по эстонским законам. И несогласие с эстонцами практически во всем нас таким народом не делает. Единственный наш «козырь» – опыт выживания в агрессивной информационной среде, опыт выживания рядом с эстонцами, собственной миссии также не имеющих!»
На манифест полемическая статья Драмбяна совершенно не похожа. Порицание рабства еще не призыв к индивидуальному терроризму. С таким же успехом можно объявить манифестом цитату из письма А.П.Чехова издателю А.Ф.Суворину:
«Напишите-ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям... выдавливает из себя по каплям раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течет уже не рабская кровь, а настоящая человеческая»
Если дорог тебе твой дом
Рассмотрим еще одну полемическую статью Карэна Драмбяна «Если дорог тебе твой дом», отсылающую нас к известному стихотворению Константина Симонова времен Великой отечественной войны, в которой рефреном звучит мысль «убей фашиста, сколько раз встретишь, столько рази убей». И хотя сегодня не всякий человек среднего возраста поймет, о чем конкретно – о доме или об убийстве фашиста – идет речь, но зато понятно, что имел в виду Драмбян. Правда уже во втором абзаце он скатывается в любимую тему преодоления рабства:
«Пожалуй, самым глубоким потрясением для нашего общества в последние годы явилось осознание глубины морального падения. Демагогия, взаимная ненависть, подлость, вечные склоки, власть преступных кланов, конфликт поколений, социальная апатия - перечисление всех этих ужасов стало уже общим местом для прессы, не потеряв, правда, своей актуальности. И на этом фоне очередной раз, во весь рост, встает извечный вопрос, - что делать, и кто в этом виноват? (…)
Мы попытаемся поразмыслить над этим вопросом с другой стороны - с точки зрения глубинной сущности самого человека. Наш самый страшный враг - это наше Эго, наша рабская ментальность, наше коллективное и сознательное отречение, от решений умышленно создаваемых для нас проблем. Мы замкнулись в своём окружении… (…) Мы смиренно молчали, когда нас называли безродными оккупантами, и безропотно подчинялись, когда с нас сдирали три шкуры, взамен не давая ничего, кроме временного права на жизнь. Нас заставляли каяться за чужие грехи, жить с постоянным чувством вины перед титульной нацией и мы повиновались».
Драмбян вообще склонен к резким выражениям (чего только стоит его призыв поиметь эстонскую задницу!) Вот и в этой статье он не удержался от рискованных сравнений.
«Так, кто мы на самом деле, рабы или бараны? Уверен, что каждый за себя ответит, что он человек. Но человеку свойственно жить в обществе, так почему триста тысяч отдельно взятых людей, в сообществе уподобляются стаду баранов? Где наше человеческое достоинство? Где элементарное самоуважение?(…) Сегодняшний день – время разрушения иллюзий. Проснувшийся и освобождённый от цепей разум должен начать своё победное шествие, борьбу за конституционные права, свободу личности, создание демократического и мультинационального общества. (…)
Изгоните из себя раба! Почувствуйте себя человеком! Вспомните, что человек – это звучит гордо! Хоть раз задумайтесь и ощутите, что от Вас многое зависит».
Повторюсь, обе полемические статьи написаны задолго до инцидента в Министерстве обороны в других жизненных обстоятельствах и обе не могут рассматриваться в качестве политических манифестов. Даже если допустить, что своим поступком Драмбян, решил собственной кровью смазать «выдавливание рабства» и дать «освободительному» движению русских героя-мученника, то и в этом случае требуются его личные пояснения.
Очевидно, уже скоро мы столкнемся с феноменом драмбяноведения и даже с его последователями мучениками-рабства, а иначе зачем Драмбян?