Михаил Петров. Фото из личного архива |
Авторство вынесенный в заголовок максимы осталось для меня тайной (Сетевой фольклор или что другое?) Впрочем, не важно. Сегодня нет времени, которое можно потратить на дотошность в отношении максимы, потому что завтра может уже и не быть. Для меня итоги еще одного прожитого года – это всегда личное, крайне субъективное и вместе с тем более достоверное, чем обезличенно общественное.
Каким бы ни был уходящий год, он всегда достовернее года наступающего. Все, что в нем не должно было случиться – не случилось, зато случилось все, что случиться было должно.
Крушение иллюзий
Уходящий 2011 год был последним годом иллюзии счастливого EURO. Агония, вероятно, продлиться долго, но она уже никогда не будет такой счастливой, какой была в начале романа.
Для Европейского союза финал 2011 года вообще стал временем расставания с иллюзиями, например с иллюзией единства. Для меня это был год крушения иллюзии merkozi – всемогущества французской бюрократии и немецкого педантизма.
В 2011 году греки преподали нам урок борьбы за сохранение традиционных ценностей – языка, культуры, уклада жизни. Жители Эстонии наглядно продемонстрировали, что традиционные национальные ценности для них ничто, а евродисциплина – все. В тактическом отношении ценности часто проигрывают дисциплине, но в стратегическом отношении – никогда.
Под финал года несколько удивила Россия. Установленная законом дата выборов – 4 декабря, находится в опасной близости с датой фактического прекращения СССР – 8 декабря. Какими бы ни были теперь результаты выборов, их долго еще будут рассматривать сквозь призму 8 декабря и подгонять под сомнительные исторические параллели.
Дмитрий Медведев и Владимир Путин на зависть ЕС и США отныне воплощают худший из кошмаров российских либерастов и демшизы – консолидацию законодательной и исполнительной ветвей власти. Тандем из президента и премьер-министра всегда в движении. Постоянно колесящий по России, он стал зримым воплощением власти и символом недреманного государева ока.
Нам же невозможно себе представить, чтобы президент Ильвес или премьер Ансип, посетив какую-нибудь дыру в эстонской глуши, спасли местных жителей от вымирания, пьянства, деградации или как минимум от бюрократии и взяточничества. Страшно далеки они от народа!
В конце года рухнула еще одна важная для Эстонии иллюзия – незыблемость принципов отношения к иностранцам, преимущественно к гражданам России. Оказывается иллюзию можно доить, причем вполне конкретно и успешно.
Расправа над последним романтиком ХХ века
В уходящем году экспорт тоталитарной американизированной демократии распространился в Северной Африке, разрушив стабильные светские режимы и приведя к власти исламских фундаменталистов.
Зверское убийство последнего великого романтика цивилизации ХХ века полковника Муаммара Каддафи поставило идеи Ливийской арабской социалистической Джамахирии в один ряд с маоизмом, троцкизмом и марксизмом-ленинизмом. Если Усама Бин Ладен был великим практиком, разрушавшим основы западной цивилизации извне, то идеи Муаммара Каддафи будут теперь подрывать ее изнутри.
Каддафи был джамахирийским святым еще при жизни. Приняв мученическую смерть, Муамма́р бен Мухаммад Абу Менья́р Абде́ль Саля́м бен Хами́д аль-Кадда́фи отошел в Вечность, куда его убийцам путь заказан. Обаму и Саркози если и будут помнить, то, как помнят некоего Герострата, спалившего храм Артемиды в Эфесе. Каддафи же будут помнить, когда от Белого дома и Елисейского дворца не останется камня на камне. Храмы социальных утопий живут дольше строений из камня.
Русская община
В финале года порадовала латвийская акция, в ходе которой эмоции русской общины впервые перевели в правовую сферу. Даже в том случае, когда референдум за введение второго государственного языка в Латвии потерпит неудачу, община получит бесценный стратегический опыт отстаивания традиционного уклада жизни и национальных ценностей цивилизованным путем. И опыт этот дорого стоит.
В Эстонии окончательно сформировался и бюрократически окреп (одеревенел) Совет русских школ Эстонии. Было небезосновательное опасение, что СРШЭ воспримет идеи экстремизма – «широкого русского освободительного движения», «народного фронта», территориальной автономии, партизанщины или самообороны. Однако идейного и политического «взросления» не произошло, и это, скорее, к счастью, чем к сожалению. С одной стороны СРШЭ как детская свистулька, а с другой стороны как предохранительный клапан. Подачу пара в свисток и стравливание опасных излишков осуществляют функционеры Центристской партии.
Летние выстрелы в министерстве обороны будут иметь долгое эхо и необъявленные для русской общины негативные последствия, но событием года они не станут, потому что событие года для русской общины, несомненно, это оглушительный провал пресловутой «Русской сборной» на весенних парламентских выборах. Провокация удалась на сто один процент, как любил говаривать мой ныне покойный приятель.
Провал «сборной» толкнул Русскую партию Эстонии искать счастья в объятьях эстонских социал-демократов. По сути, РПЭ теперь повторяет судьбу Объединенной левой партии Эстонии, уже растворившейся в эстонской политической структуре – instant karma! Говорят, сказалась усталость «лидера» РПЭ Станислава Черепанова, якобы окончательно похоронившего в этом году мечты об устройстве Русской культурной автономии.
Весь год организации российских соотечественников сотрясались от скандалов, не получивших законного разрешения. Скандалы, очевидно, продолжатся в следующем году, и будут продолжаться до тех пор, пока не закончится бюрократическая фаза процесса и не возникнет реальное соотечественное движение, делить в котором будет нечего, кроме любви к России.
История с финансовыми злоупотреблениями при издании журнала «Балтийский мир», скорее всего, будет спущена на тормозах. Снятый было с должности главного редактора Дмитрий Кондрашов, в новом году продолжит работу в той же должности. Незаменимых редакторов у нас нет, есть незаменяемые. Кузен Кондрашова Андрей Заренков – издатель «Балтийского мира», по слухам из Москвы, получит финансовую амнистию. Опубликованные мной сомнения в отношении издателя и документы их породившие, приняты к сведению, но Заренков как Сомоса – не наш, а их сукин сын. Приятель написал мне:
«Из-за пределов Эстонии твоя позиция смотрится очень плохо. Наверное, они неправы, как, наверное, Заренков жулик и казнокрад. Но надо разобраться среди своих, нажаловаться в Россию, начальнику Заренкова, а не выносить это на публичное обсуждение в мировой прессе».
Приятель, разумеется, прав и, похоже, что всех дохлых кошек уже повесили на меня, а теперь готовятся спустить еще и собак. Не привыкать, однако.
Я боюсь
В последнее время меня так часто пугали угрозами физической расправы и моральной ответственности за развал русской общины, что я, наконец, испугался.
Я боюсь, что моя публицистика не достигает желанной цели, а только питает и дразнит чудовищ. Пусть их немного и на общинную жизнь они пока не оказывают практического влияния, но это стопроцентные чудовища – агрессивно-унылые псевдорусские патриоты. Уныние оставит их, и агрессия выплеснется в массы, как только они найдут себе «фюрера». Ждать осталось недолго.
«Забить» сегодня ради завтра
Мне столько раз предлагали заткнуться, что мое молчание теперь будет лучшим новогодним подарком, пребывающим в зале ожидания «патриотам».
Если появится настоящий местный «фюрер», то будет с кем разбираться, а нынешние сявки просто утомили. Так что наступающий год станет для меня годом без политической публицистики. Есть и другие более приятные занятия, чем учить «ученых».
Весной я обязательно издам сборник автографов Игоря-Северянина «Fac simile». Исполняется 125 лет со дня рождения поэта и это будет уникальный проект, достойный его памяти. Практически готов к печати альбом «Три войны», посвященный памятникам Северной, Освободительной Гражданской) и Великой Отечественной войн в окрестностях Нарвы.
Этой осенью я закончил большой киносценарий, основанный на реальных событиях из жизни эстонского парня, в середине двадцатых годов прошлого века пешком отправившегося в Африку и ставшего в Абиссинии другом и советником негуса. Проект опубликован и настоятельно требует развития.
Пока еще живы свидетели, хочу собрать и издать материалы к биографиям Алексея Зыбина и Николая Соловья – двух русских патриархов, которых уже начали потихоньку забывать. Наконец, в следующем году исполняется 200 лет изгнанию Наполеона из России. Дата не имеет конкретной эстонской мотивации, но в ней есть нюансы, которые касаются и нас тоже. В 2013 году исполняется 400 лет династии Романовых, а эта дата к Эстонии имеет уже самое прямое отношение.
Есть и другие проекты, ради которых стоит «забить» на унылый патриотизм.
Михаил ПЕТРОВ