Игорь Розенфельд. Фото из личного архива |
Как русские национал-патриоты сдают русскую школу в Эстонии
(О статье М. Петрова «Защита русской школы как покушение на негодный объект»)
Михаил Петров уже не первый раз в своих суждениях о ситуации вокруг русских школ в Эстонии высказывает полное одобрение официальным реформистским и исамалийтовским чиновникам, занимающимся «реформой», реально же – ликвидацией данных школ.
Не кто иной, как тот же М.Петров в свое время называл эстонские русские школы «ублюдочными»; сейчас он же именует их «негодным объектом».
Так ли уже негоден данный объект? Или же дело вовсе не в объекте, а так сказать – в субъекте, точнее иных не вполне годных (именно национал-патриотических) субъектах?
Плохи ли русские школы Эстонии и следует ли их защищать?
М. Петров считает, что русские школы в Эстонии защищать не следует.
По его словам эти школы - плохие, денег на них у государства нет, все со школами уже закончено и оставшееся защищать нет никакого смысла.
Однако, во-первых, так ли уж плохи русские школы Эстонии, или их делают плохими искусственно? Многие в Эстонии еще помнят то время, когда эти школы были не хуже, чем в таких центрах, как Москва и Петербург. Следовало ли ликвидировать эти школы на корню?
Увы, как давно понятно, задача правых группировок - реализация известного слогана «очистки площадки», то есть не реформирование, но разрушение всей доставшейся от СССР общественной системы - от промышленности до школ. Нужно ли это было эстонскому государству и эстонскому населению, или лишь правой эстонской бюрократии и стоящим за ними силам?
Да, реформа школ навязывалась исподволь и хитро, в нее были втянуты многие партии, суть дела умело маскировалась. Но теперь ситуация достигла максимальной остроты и полной ясности. При этом на сегодня результат ( как считают, в частности, участники недавнего форума попечительских советов в Таллинне 11.12.11) еще нельзя считать окончательным.
Что же делает в этой ситуации М.Петров и солидарные с ним национал-патриоты?
Они доказывают, что все, что делает с русскими школами в современной Эстонии официальная реформистско-исамалийтовская бюрократия - делается правильно и поэтому никакого противодействия указанным действиям оказывать не следует. То есть Петров, как и ряд иных русских национал-патриотов в Эстонии, вполне поддерживает эстонских правых в их деле «очистки площадки» - в данном случае от русских школ.
Русские национал-патриоты – союзники национал-патриотов эстонских
Дело, как мы видим, не в М.Петрове персонально. Дело в русских национал-патриотах (русских националистах, консерваторах) как таковых. Как и М. Петров, русские национал-патриоты в Эстонии уже не в первый раз - а практически постоянно в течение долгого времени - оказываются союзниками национал-патриотов эстонских. Вспомним, например известного противника русских демократов Александра Ципко, хвалившегося тем, что он инициировал в Эстонии «антикоммунистическую революцию» и считающего, что все происходящее в Эстонии сейчас вполне логично с точки зрения «строительства национального государства». (Delfi, 09.11. 2010, http://rus.delfi.ee/projects/opinion/rossijskij-politolog-strah-estoncev-pered-rossiej-neobosnovan.d?id=33736279, 06.11.2010, http://rus.delfi.ee/daily/estonia/politolog-ya-by-svoih-detej-poslal-v-estonskuyu-shkolu.d?id=33670409).
Другой пример - социолог и известный дельфийский комментатор Дмитрий Михайлов, больше года назад (за полгода до победы реформистско-исамалийтовской коалиции на мартовских выборах) доказывавший необходимость общинной школы – а вовсе не защиты (как мы пытались доказывать тогда) имеющихся государственных русских школ.(Delfi, 24.09 2010, http://rus.delfi.ee/projects/opinion/article.php?id=33372285 ).
Общинная школа, как ясно видно сегодня - вовсе не первое, но последние спасение русской школы в Эстонии. В первую же очередь и до последней возможности следует защищать государственные русские школы.
Следующий пример – выступление на мартовских выборах этого года Русской сборной, включавшей того же Д.Михайлова и руководимой С. Черепановым, оскандалившимся в очередной раз осенью этого года.
Сборная доказывала всем, что именно она есть главный защитник русской идеи (а с ними и всего связанного с русской общиной), в отличие от плохих (подчас «русскоязычных») русских центристов.
И что же в результате? Кто защищает русские школы, на ком эта защита держится в первую очередь? На русских центристах, прошедших в парламент и занявших места в органах местного самоуправления несмотря на активную антицентристскую пропаганду русских национал-патриотов (консерваторов). Кто, напротив, помогает проваливать русские школы с русской стороны? Русские национал-патриоты, включая Петрова и иже с ним.
Русская партия и соцдемы. Кто же у нас «пирожки»?
Реальную роль русских национал-патриотов в современной эстонской политике показывает и последний фокус «консервативной» Русской партии – попытка объединения их с соцдемами. Странное объединение «консерваторов» и «как бы левых» соцдемов, вероятно, было инспирировано исмалийтовским и реформистским начальством с обычной целью - потеснить центристов на поле русского электората.
Однако, можно ли надеяться, что соцдемы будут, например, защищать образование на русском? Как известно всем (кроме, например В. Канчукова, недавно в Таллинне выступившего с рекламой соцдемов), Свен Миксер, а с ним и прореформистская соцдемовская верхушка, определились по поводу этого образования вполне ясно – именно, отказавшись выступать в его защиту.
Что же, несмотря на это, заставляет черепановцев и иных русских национал-патриотов поддерживать реально близких правой коалиции соцдемов? Очевидно, та же национал-патриотическая логика – логика «дружбы националистов» - как эстонских, так и русских.
Очередное скандальное (как по содержанию так и по полуцензурной форме) выступление М.Петрова заставляет еще раз вернуться к старому спору данного деятеля со сторонниками реформ (но не разрушения) советской системы, которых данный автор называл «пирожками» (желающими, чтобы их съели). И что же в результате: разве сам г. Петров, все более грубо поносящий русские школы, не оказывается в очередной раз очевидным национал-патриотическим «пирожком»?
Игорь РОЗЕНФЕЛЬД