Владимир ЛЕГОЙДА. Фото с сайта photographer.ru |
…Что такое Новый Завет? Это отнюдь не просто появление новых заповедей,
соблюдение которых способно решить все проблемы. Это вхождение Бога в
человеческую историю. История Эдема, описанная в Книге Бытия — это не
история жизни перемещенных лиц, не история ухода одной семьи из некоего
прекрасного места... Это описание вселенской катастрофы, результатом
которой стали фундаментальные бытийные, онтологические изменения,
произошедшие с человеком и со всякой тварью вообще — со всем творением
Божьим в мире и тем самым со всем миром.
И как разрешить эту ситуацию? Заповеди, которые были даны человеку, —
например, Декалог, десять заповедей Моисея — могут быть охарактеризованы
как определяющий принцип нравственного удержания. Там нет пока или
почти нет, говоря современным языком, положительной программы: семь из
десяти заповедей содержат абсолютный, категорический запрет: не делай
того-то и того-то... Что же это значит? Это указывает на нравственный уровень человечества того времени. Сегодня, зная Новый Завет, мы говорим о ветхозаветной морали (между прочим, связанной с юридическими уложениями древнего Двуречья, то есть Ассирии и Вавилона, — это оттуда знаменитое око за око, зуб за зуб) как о чем-то пройденном, преодоленном, недостаточном для христианского мировосприятия. Но для своего времени — и это важно понимать — Декалог был, как сказали бы современные люди, очень прогрессивным уложением, тем более что включал в себя и любовь к Богу, и почитание родителей, и супружескую верность, и отказ от зависти и доносительства, и самое главное — запрет на произвольное убийство. Здесь сказано, что если тебе выбили глаз, ты не можешь за это убить. Что за это можно только глаз выбить супостату. Не более.
Нужно понять, что это уже колоссальное достижение, революционный, можно сказать, шаг вперед. А уже отсюда можно сделать вывод, повторяю, о том уровне морали и права, на котором находилось человечество. Не потому, что древние люди были хуже нас с вами. А потому, что более высокий уровень нравственности до прихода Христа был человечеству просто недоступен. Дальнейшие события, о которых повествует Священное Писание Ветхого Завета, в свою очередь свидетельствует о том, что, конечно, даже исполнение этих заповедей (а они исполнялись отнюдь не исчерпывающим образом, но если и предположить, что исчерпывающим, то картина не слишком изменится) само по себе, если угодно, еще не ведет к конечной цели. Наверное, не будет большой вольностью считать, что Ветхий завет был дан людям для того, чтобы они были в состоянии принять Новый. И чтобы каким-то образом исправить последствия той вселенской катастрофы, которая произошла в Эдеме, необходимо было, чтобы Сам Бог как Создатель человеческой истории вновь в эту человеческую историю вошел.
…Меня часто спрашивают студенты: а что, разве нельзя быть хорошим человеком без Бога? Можно, хотя и трудно, потому что без абсолютных ориентиров (а они заданы Богом) возникает множество пониманий того, что же такое значит быть хорошим человеком. Но все-таки как-то это возможно. А вот спастись без Бога нельзя.
А что же является конечной целью? Быть хорошим, быть вполне хорошим, как говорил толстовский герой, или достичь вечного блаженства (а это и есть спасение)? А между тем в нашем мире, сотворенном, падшем и спасенном, постоянно происходит возвращение в то самое состояние, выйти из которого Господь дал нам и силы, и возможность. Вот простой пример, неприятная ситуация, которая сложилась в отношениях между людьми, хорошо мне знакомыми, — и я думаю, что с чем-то похожим сталкивался любой.
Вот почему так? Есть два человека, один из них — верующий в Бога христианин, и другой — верующий в Бога христианин; это люди одного мировоззрения, одних взглядов, одного отношения к жизни, одних принципов... и они ссорятся, говоря бытовым языком, на пустом месте. Ну, почти на пустом. Для меня это очень серьезное и мощное подтверждение того, что все то, что сказано про вселенскую катастрофу и ситуацию в Эдемском саду — это правда. Потому что других объяснений быть не может. Почему это все происходит? Значит, что-то мешает нормальным, незамутненным человеческим отношениям, и мешает им поврежденная человеческая природа, которая не спасается ни наличием заповедей, ни даже их исполнением. Она спасается только тогда, когда человек вновь, как в Эдемском саду, обретает связь с Богом. Только Бог может вытащить человека из тьмы и из бездны, в которую тот обрушился.
...Единственный человек, который мог сам себя вытащить из болота, был барон Мюнхгаузен. Литературный герой. А остальные не могут, для остальных нужен Бог.