Игорь Розенфельд. Фото из личного архива |
Как русские «околореформисты» провоцируют раскол в оппозиции и русской общине.
Православное рождество этого года в Эстонии оказалось отмеченным сразу двумя скандалами – обыском в главном офисе Центристской партии и «наездом» портала «Дельфи» (ресурса, все еще играющего некоторую роль на русском инфополе Эстонии) на российских соотечественников и А. Заренкова.
Статья М. Корнышевой в «Дельфи» против А.Заренкова (Delfi 5.01.12 ,http://rus.delfi.ee/projects/opinion/ruki-proch-ot-nashih-sukinyh-synov.d?id=63736752 ), уже вторая после ее же публикации 2.01.12, о якобы непонятках с деньгами у соотечественников, появилась как раз вовремя - накануне начавшегося в Таллинне «пиротехнического» скандала и обыска в офисе Центристской партии.
Статья могла бы рассматриваться как обычное и даже в чем-то полезное расследование, если бы не его контекст, включая указанный обыск с очередной кампанией правящей коалиции против центристской оппозиции, а также недавнюю трагическую смерть (пусть и «неоднозначного») соотечественника Ю.Мишина. В «Дельфи» о готовящейся кампании против центристов как будто могли и не знать, но результат оказался вполне понятным . Русские дельфийцы в очередной раз подыграли реформистско-исамалийтовскому официозу, которому выгодны расколы среди противников правящей коалиции и непосредственно в русской общине.
Выступление русского «Дельфи» против заренковцев еще раз подчеркнуло одно из серьезных различий внутри русской общины Эстонии – размежевание с одной стороны между гражданами Эстонии (русскими и русскоязычными), включая особый клан «правопреемных» русских граждан Эстонии, и с другой - российских соотечественников, в том числе граждан России в Эстонии.
Дельфийская русская группировка (включающая редакцию русского Дельфи и примыкающих к ней комментаторов типа Д. Михайлова) позиционирует себя как рупор не всех русских и русскоязычных граждан Эстонии, но в первую очередь граждан «правопреемных», которым якобы не нравится излишне «пропутинская» позиция заренковских соотечественников, а также журнала «Балтийский мир». (По последнему проехался и «социально близкий» к «дельфийцам» М. Петров). С другой стороны, немалая часть русских и русскоязычных Эстонии, имеющих эстонское гражданство, считают позицию «правопреемных» (реально же – «околореформистов») дельфийского разлива грубо официальной, поддерживающей провальный (и, понятно, резко антироссийский) курс Ансипа-Лаара.
Русская редакция «Дельфи» особенно явно с конца прошлого года и начавшейся кампании перед выборами в Рийгикогу марта 2011 г. выступает как рупор реформистско-исамалийтовского официоза. Об этом говорят постоянные публикации на портале авторов типа С.Метлева, Е.Цибуленко в особенности же последней скандальной статьи о «светских львицах» достойного «под х.луйковца» Е.Кристафовича (Delfi, 6.01.12, http://rus.delfi.ee/projects/opinion/mnenie-svetskie-lvicy-za-i-protiv-tibl.d?id=63742900 ).
Перед выборами марта прошлого года «околореформистские» дельфийцы сочетали резкую критику Центристской партии и ее русской части с поддержкой черепановской Русской сборной и соцдемов. Результаты выборов показали провал этой тактики – Русская сборная во главе с Черепановым (а вместе с ней фигуры типа Д.Михайлова, Ю. Десятникова и пр.) провалилась, набрав минимальное число голосов. По спискам соцдемов прошли два русскоязычных депутата - раскручивавшийся «Дельфи» Е.Осиновский и В.Белобровцев.
Следует признать факт: в сложившейся после мартовских выборов ситуации основными защитниками интересов русской и русскоязычной общины Эстонии оказались постоянно поносимые «Дельфи» русские центристы - в первую очередь русская фракция Центристской партии в Рийгикогу, включающая М. Стальнухина, М. Кылварта и др.
Нравящиеся дельфийцам соцдемы в лице Миксера также высказались по вопросу о русском образовании вполне однозначно – именно отрицательно, подтвердив свое следование в форватере правой коалиции. Поэтому присоединение к соцдемам русских консерваторов Черепанова вовсе не выглядит странным.
Характерно, что нападение русского «Дельфи» на российских соотечественников в начале этого года произошло одновременно с «пиротехническим» наездом правящей коалиции на центристов – с масштабными обысками и проч. Поэтому в дельфийском выступлении можно увидеть такой же заказ, как в постоянных публикациях на данном портале статей Метлевых и Кристафовичей.
Правда, нельзя не сказать и о странностях деятельности самих соотечественников «околобыстровской» группировки. Видел ли, например, кто-нибудь соотечественников (в том числе и заренковских) на таллиннском собрании в защиту русской школы Эстонии в декабре с.г.?. Не было там и представителей других русских организаций Таллинна.
Давно пропала с политического горизонта и быстровская группировка объединенной левой (ранее конституционной) партии, которая четыре года назад казалась положительным начинанием. Быстровцы исчезли вместе с данной партией «всерьез и надолго», а похоже и намертво.
В новом году: почему заренковцы молчат по важным вопросам?
Однако причиной наезда редакции русского Дельфи на заренковско-быстровскую группировку было, конечно, вовсе не их бездействие, а напротив, скорее какие-то остаточные попытки их деятельности.
Похоже, что именно за эти остаточные попытки заренковцы и оказались у официозных дельфийцев (выражаясь языком М. Корнышевой) «сукиными сынами», вместо «сукиных сынов» реальных - Цыбуленок, Мятлевых и Кристафовичей.Мотивы критики Заренкова редакцией русского Дельфи понятны. Непонятно другое - почему заренковские соотечественники консервативного (национал-патриотического) толка активно молчат по важным для русской общины Эстонии вопросам, - например, вопросам русского образования, даже не пытаясь вступить в контакт с реальными на сегодня оппозиционерами – русскими центристами, и по сути дела отсиживаясь под добровольным «домашним арестом»?
Игорь РОЗЕНФЕЛЬД