Михаил Стальнухин. Фото: Александр Хмыров |
Почему это необходимо?
Это не каприз – это принципиальная позиция, состоящая в том, что у каждого нарвского ребенка должен быть полный спектр возможностей выбора формы обучения. Если он хочет получить гимназическое образование только на эстонском – для этого есть Эстонская гимназия, если по методике полного языкового погружения – Ваналиннаская госшкола, если готов учиться в гимназиях, в которых 60% предметов гимназического цикла преподаются на государственном – этих школ несколько. Не хватает только одной возможности – права учиться на своем родном языке. И в настоящее время обеспечить такую возможность можно только учреждением частной гимназии.
Напомню, что когда-то, лет десять назад, был достигнут компромисс, состоящий в том, что непременными условиями перевода русских гимназий на эстонский язык обучения должны были стать учебники, рассчитанные на гимназистов, для которых эстонский – не родной язык. Их нет, этих учебников. Их, как выяснилось, вообще нет, в принципе, для тех, кто учится с этого года по новой государственной учебной программе.
Переход должен был осуществиться, когда учителя русских гимназий были
бы в состоянии преподавать на государственном – этого тоже нет.
И, самое главное, гимназисты должны были быть готовы учиться на эстонском, что требует знания языка на уровень С1 или, еще лучше, С2. Однако в этом году выпускники основных школ Нарвы, общим числом 461, сдали экзамен по госязыку, набрав в среднем 49,01 балла из 100. Что соответствует оценке 2,89 в пятибалльной системе. А ведь этот экзамен соответствует уровню В1! И с этими знаниями учить на эстонском любой серьезный предмет означает оставаться без знаний.
Министерство образования лишает детей возможности получить качественное образование, когда предлагает учить государственный на уроках истории или физики, сужая тем самым возможности приобретения фактический знаний по этим и любым другим предметам.
Нарвские власти уже полгода назад обсуждали эти темы и с министром, и с вице-канцлером Минобра, но предложение приложить усилия по повышению качества преподавания эстонского (на уроках, естественно, эстонского языка) понимания и поддержки у них не нашло.
Тем самым создалась ситуация, при которой у Нарвы нет выбора. Мы должны защитить своих детей. Мы прекрасно понимаем, что в случае укоренения во всех гимназиях преподавания на эстонском значительная часть тех детей, которые при иных условиях могли бы получить среднее образование, его не осилят. А многие из тех, кто на эстонском доучится до выпускного, будут при поступлении в университеты неспособны конкурировать с теми, кто те же знания получил на родном эстонском языке.
Повторюсь: в настоящее время у нас нет иного выбора кроме как начинать в самом быстром темпе подготовку к учреждению гимназии с русским языком обучения. Самое позднее с 1 сентября 2013 года она должна начать работу. Минобр не оставил нам иной возможности.