Михаил Стальнухин. Фото: Александр Хмыров |
Социал-демократическая фракция Рийгикогу сделала благородное предложение дать каждому родившемуся ребенку гражданство Эстонии (представив в делопроизводство парламента соответствующий законопроект). Фракция Центристской партии эту инициативу поддерживает, тем более что в 2008 году аналогичный проект парламентом уже обсуждался. Правда, тогда это был законопроект центристов.
Всё отличие в номере закона да в докладчике – тогда это была Эвелин Сепп. Ах да! Еще в 2008 году социал-демократы все как один проголосовали против идеи, которую сейчас вынесли на обсуждение. Хотя сегодня это уже не важно.
Конституционная комиссия парламента сделала не менее благородное движение, предложив послать этот законопроект куда подальше. Благородство в данном случае заключается в «защите принципов политики гражданства». А вот с этим согласиться никак нельзя. Объясняю – почему.
Если мне не изменяет память, то в прошлом году в Эстонии родилось примерно 14 тысяч детей. То есть где-то 40 в день. И если темпы не упали, то вполне можно себе представить некий роддом, где в одном помещении величиной с наш парламентский зал заседаний лежат рядком эти сорок родившихся вчера в Эстонии младенцев, закутанных в розовые и голубые одеяльца.
(Какой-нибудь недоброжелатель может на этому поводу сказать, что это, мол, модель нашего общества: голубые одеяльца символизируют синий паспорт гражданина Эстонии, розовые – красный паспорт РФ. Но мы сразу поставим этого недоброжелателя на место простым вопросом: а где тогда серые одеяла?)
Итак, 40 младенцев. Они только что пообедали и теперь спят. Но сон их не так легок, как хотелось бы, потому что со времен библейского царя Ирода их то и дело ждут неприятности. И вот одна из этих неприятностей, в лице министра внутренних дел Кена-Мартти Вахера, входит в зал, достает из кармана некий документ (мнение МВД по поводу законопроекта соц-демов) и начинает громким голосом вещать (далее цитируется только что упомянутое мнение):
«Международное право не разрешает массово предоставлять гражданство лицам, у которых отсутствует глубокая связь с государством!»
Напомню, кому он это говорит: вчера родившимся детям. Ясное дело, один тут же отрыгивает только что съеденное молоко, другой, наоборот, писается в памперсы. А вы бы что делали на их месте, спрашиваю я вас, в ответ на такие слова?
Министр продолжает: «При определении глубины связи с государством важно место жительства, семейные связи и ВЕРНОСТЬ ГОСУДАРСТВУ!»
Еще раз напомню, что речь сейчас о только родившихся детях. КАК?! Как определить их преданность именно этому строю? Какие придется брать анализы или проводить тесты? Этот вопрос так и зависнет.
Министр читает дальше: «Важно подчеркнуть, что при даче эстонского гражданства используется принцип, что гражданство Эстонии может получить лишь лицо, интегрированное в общество Эстонии…»
Это, наверное, должно обозначать, что в этом воображаемом зале, собравшем 40 родившихся вчера детей, тридцать из них уже интегрированы в Эстонию, а 10 – уже нет. По принципу крови, надо полагать. Тогда хотелось бы получить разъяснения: что это такое – интеграция, если предполагается возможность интегрирования в общество человека 24 часов от роду?
В 1983 году я побывал в Казахстане (на ракетном полигоне) и имел там счастье попробовать мясные консервы, произведенные в 1949-ом. Так вот, наша (имеется в виду – государственная) политика гражданства – это те же консервы. Черт знает когда сварганенная, она валяется в морозилке, в глубокой заморозке. Хвалиться ею, говорить о «защите принципов политики гражданства» – глупость несусветная. Давно пора эту консерву разморозить. Они уже наверняка протухли и провоняли, эти ваши «принципы политики гражданства».
Данная заметка является авторским переводом речи, с которой он, автор, выступил перед парламентом сегодня, 25-го октября с.г.