14 июля 2011 года в Таллине был подписан Договор между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения (далее Договор). В представляемом анализе будет определено, какие пенсионные права вытекают из этого нового соглашения и когда и каким образом будет возможно их реализовать.

 
История вопроса

Два пенсионных соглашения

25 июня 1993 года было заключено Соглашение между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения (далее Соглашение о гражданских пенсионерах). Этим Соглашением регулировались вопросы, касающиеся назначения и выплаты гражданских пенсий с взаимным учётом стажа.

Через год 26 июля 1994 года в Москве было подписано Соглашение между Российской Федерацией и Эстонской Республикой по вопросам социальных гарантий пенсионерам Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Эстонской Республики (далее Соглашение о военных пенсионерах).

Соглашение о военных пенсионерах

Соглашение о военных пенсионерах было достаточно быстро ратифицировано парламентами обоих государств и вступило в силу уже в 1996 году. Помимо социальных гарантий на них налагались также определённые ограничения. Так в ст. 5 этого соглашения устанавливалось, что военным пенсионерам, которые приобрели право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Эстонской Республики, могут по их желанию назначаться и выплачиваться пенсии соответствующими органами Эстонской Республики за счет ее средств. При этом выплата пенсий, ранее назначенных Российской Федерацией, приостанавливается на период выплаты пенсии органами Эстонской Республики и наоборот.

Таким образом, вторым предложением ст. 5 Соглашения о военных пенсионерах последние лишались права на эстонскую гражданскую пенсию за гражданский стаж. Причём, кроме российских военных пенсионеров Эстонии подобной «льготы» не было больше ни у кого, что является явной дискриминацией. Пытаясь исправить эту ситуацию, 47 российских военных пенсионеров прошли все судебные инстанции внутри Эстонии и подали жалобы в Европейский суд по правам человека, которые также, к сожалению, не были удовлетворены.

Российская пенсия для проживающих в Эстонии российских граждан

С 1 января 2002 года в России вступил в силу новый Закон о трудовых пенсиях в Российской Федерации (далее ЗТП). Ч. 1 ст. 3 ЗТП предусматривала, что право на пенсию имеют все граждане Российской Федерации независимо от их места проживания. Ограничение на это положение налагалось ч. 2 ст. 1 ЗТП, согласно которой, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Таким образом, при отсутствии международного договора проживающие за границей Российской Федерации российские граждане получали право на российскую пенсию. Между Россией и Эстонией на тот момент не было действующего пенсионного соглашения, касающегося гражданских пенсий, что дало основание проживающим на территории Эстонии гражданам России пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) для оформления российских пенсий.

Проживающих в Эстонии граждан России, получивших 1 января 2001 года право на российскую пенсию, условно можно разделить на две категории:
- те, кто достиг российского пенсионного возраста, но ещё не достиг эстонского;
- те, кто уже получал пенсию от Эстонии.

Последний случай наиболее интересен, так как пенсионеры получили возможность получать две пенсии от двух государств за один стаж.

Однако 16 октября 2007 года наконец-то вступило в силу Соглашение о гражданских пенсионерах, подписанное ещё в 1993 году. После этого лицам, получающим сразу две пенсии от двух государств, выплата российской пенсии была приостановлена. Те же, кто ещё не достиг пенсионного возраста в Эстонии, могли получать российскую пенсию до его достижения.

Соглашение о гражданских пенсионерах

Вступившее в силу Соглашение о гражданских пенсионерах не только лишило проживающих в Эстонии российских граждан пенсионного возраста права на российскую пенсию, но и дало возможность некоторым лицам, имеющим трудовой стаж на территории России, но не имеющим минимальный для назначения эстонской пенсии по старости 15-летний трудовой стаж на территории Эстонии, оформить себе эстонскую пенсию по старости с учётом российского стажа. Впрочем, даже это не произошло автоматически, а при помощи созданного Центром информации по правам человека прецедента (дело № 3-08-1599).

Помимо этого мы можем выделить три основные проблемы, с которыми столкнулись российские соотечественники при их пенсионном обеспечении в Эстонской Республике на основании вышеупомянутого соглашения:

- Произвольное ограничение субъектного состава Соглашения;
- Отказ назначать пенсию по старости (инвалидности) на основании стажа работы в бывших союзных республиках (за исключением РСФСР и ЭССР);
- Отказ включать службу в Советской Армии в пенсионный стаж.

Ст. 1 Соглашения было предусмотрено, что оно распространяется на граждан сторон и членов их семей. Первоначальная административная и судебная практика была такова, что субъектами Соглашения считались проживающие на территории Эстонии граждане России и Эстонии. Однако 22 апреля 2010 года Государственный суд Эстонии своим решением в «деле Рожка» (дело № 3-3-1-92-09) ограничил субъектный состав проживающими в Эстонии гражданами России, тем самым лишив граждан Эстонии вытекающих из Соглашения прав.

Ст. 4 Соглашения о гражданских пенсиях устанавливает, что стороны обязаны взаимно признавать стаж друг друга. Россия при назначении пенсий безоговорочно признаёт стаж союзных республик. Таким образом, исходя из ст. 4 Соглашения, это же была обязана сделать и Эстония. Тем не менее, пенсионные департаменты отказывались это делать, и для того, чтобы Эстония наконец-то стала признавать стаж союзных республик тем пенсионерам, у кого не было минимального 15-летнего трудового стажа на территории Эстонии, потребовалось более двух десятков судебных процессов и двух прецедентных решений Государственного суда – Решения от 18 марта 2009 года в «деле Гончаровой» (дело № 3-3-1-4-09) и Решения от 22 апреля 2010 года в «деле Рожка» (дело № 3-3-1-92-09).

Включение в пенсионный стаж службы в Советской Армии также регулировалось ст. 4 Соглашения, предусматривающей учёт любого стажа, признаваемого другой стороной. Россия службу в СА в пенсионный стаж включает. Эстонские же пенсионные департаменты упорно отказывались это делать. При помощи Центра информации по правам человека было выиграно несколько десятков прецедентных процессов в Таллинском окружном суде и Тартуском окружном суде. Суды признали обязанность Эстонии учитывать военный стаж гражданским пенсионерам. Пенсионные департаменты, начиная с 13 ноября 2009 года, во исполнение судебных решений начали включать в пенсионный стаж только срочную службу и только тем, кто призывался с территории России. Однако и это длилось не долго. 22 апреля 2010 года Государственный суд своим решением в «деле Рожка» (дело № 3-3-1-92-09) отказался включать в пенсионный стаж службу в Советской Армии.

Мстислав РУСАКОВ

Обсуждение закрыто

ТОП-5 материалов раздела за месяц

ТОП-10 материалов сайта за месяц

Вход на сайт