«Результаты выборов в Рийгикогу новом свете
В составленной Postimees рейтинговой таблице парламентских выборов, в
которой, помимо голосов, была принята во внимание величина округов,
очередность популярности политиков выстроилась несколько иначе.
После выборов в Рийгикогу неоднократно публиковались рейтинги
популярности, в которых места политиков определяются на основании
полученных ими голосов.
На первом месте уверенно лидирует Эдгар Сависаар с 23 000 голосов, набранными в Таллинне, второе место занимает премьер-министр Андрус Ансип с 19 000 голосов, которые были отданы за него в Харьюмаа и Рапламаа, а третье — Урмас Паэт, за которого в Таллинне проголосовали около 11 000 ныммесцев.
Учли при выборе министров
Но картина резко меняется, если помимо сравнения количества голосов принять во внимание и то, что участвовавшие в парламентских выборах 12 избирательных округов существенно отличаются по размерам.
Если соотнести голоса, полученные политиками в конкретных округах, с общим количеством распределенных голосов, то первая тройка результатов выборов в Рийгикогу выстраивается иначе. За Сависааром сохраняется его суверенное первое место — в своих избирательных округах в центре Таллинна и в Ласнамяэ он получил практически каждый третий голос из всех возможных.
А на второе место выходит его однопартиец Михаил Стальнухин из Нарвы, который получил более 22 процентов из распределившихся по Ида-Вирумаа голосов. Ансип оказывается на третьем месте, так как в самом большом избирательном округе Эстонии — Харьюмаа и Рапламаа, где свой выбор сделали около 88 000 граждан, он получил чуть меньше 22 процентов от всех тамошних голосов.
По количеству голосов Стальнухин отнюдь не дотягивает до Ансипа — разница больше, чем в два раза. Однако и избирателей, имеющих право голосовать, в Ида-Вирумаа значительно меньше. Поэтому, если рассматривать показатели в соотношении, то выходит, что бывший председатель Нарвского горсобрания Стальнухин популярнее главы правительства.
Приведенная картина объясняет и то, почему топ-политики предпочитают баллотироваться в больших избирательных округах — собранные ими голоса дают партии дополнительные места в парламенте, а, кроме того, таким образом увеличивается предполагаемый успех в сравнительных таблицах.
Относительный выборный успех в округе, помимо прочего, стал и одним из критериев, которые победившая на выборах Партия реформ учла при выборе своих кандидатов в министры.
Когда в марте премьер-министр Ансип объяснял журналистам, как Партия реформ делала свой выбор министров, он отметил, что обычно партия берет за основу количество голосов, полученных на выборах.
«Но не только число голосов. Мы оцениваем и то, какую часть составляют полученные тем или иным кандидатом голоса от числа голосов, которые вообще можно собрать в округе», — заверил премьер-министр и добавил, что подход никогда не был арифметическим, но все-таки партия отдавала предпочтение тем, кто получил от народа самые сильные мандаты.
Подход Партии реформ действительно нельзя назвать арифметическим, по крайней мере, в том, что касается относительного успеха на выборах — в противном случае в число кандидатов в министры вошел бы и занимающий в таблице 11-е место Таави Рыйвас, который в своем избирательном округе получил 12,63 процента голосов.
Позади него, в соответствии с этим критерием, находятся, например, министр окружающей среды Кейт Пентус, которая, собрав 12,3 процента голосов в округе, занимает в таблице 12-е место, министр финансов Юрген Лиги и министр культуры Рейн Ланг.
Новый министр юстиции Кристен Михал получил в таллиннских округах в центре города и в Ласнамяэ всего 2,89 процента голосов избирателей, и по этому показателю относительного выборного успеха он занимает в таблице лишь 105-е место.
Относительный подсчет голосов объясняет, почему министр социальных дел Ханно Певкур сохранил свой пост — в маленьком Ляэне-Вируском округе он не собрал рекордного урожая голосов (по стране в целом — 29-е место), однако в относительном сравнении его результат стал 10-м по Эстонии.
В то же время выбор должностей, сделанный после голосования Союзом Отечества и Res Publica (IRL), показывает, что полученные в округе лучшие результаты не являются самым главным. Так, вынужденный покинуть свой пост бывший министр внутренних дел Марко Померантс получил в своем избирательном округе более 12 процентов голосов, а заменивший его на посту Кен-Мартин Вахер — около 10,2.
Как сказал Отт Луми, который когда-то был генсеком Res Publica и депутатом Рийгикогу, чтобы получить адекватную картину результатов выборов баллотировавшихся политиков, имеет смысл использовать одновременно как рейтинговую таблицу голосов, так и анализ относительных чисел.
Помехи в анализе
«Оценивать результаты выборов только по количеству голосов — это все равно, что сравнивать, например, ВВП Франции и Эстонии», — сказал он.
«В то же время, если смотреть только относительные числа, то в анализе появятся помехи другого типа», — отметил Луми. Выискивая причины формирования результатов выборов, зачастую нужно еще глубже погружаться в детали.
Например, на основании того, что первый номер IRL Померантс в Ляэне-Вирумаа получил относительно более сильный результат, чем Кен-Марти Вахер в таллиннском избирательном округе №1, по мнению Луми, еще не дает оснований утверждать, будто результат Вахера хуже, чем результат Померантса.
«Первый округ является неудобным для составления статистики в том смысле, что половина этого округа практически не существует для правых партий — на местных выборах они в Пыхья-Таллинне иногда не получают ни одного мандата».
По мнению Луми, на основании относительного числа также нельзя делать вывод, что в политике Стальнухин является «более крутым деятелем», чем Ансип, поскольку в формировании результатов свою роль играют разные факторы.
Стальнухин прошел в Рийгикогу от маленького округа с относительно гомогенным электоратом, а Ансип — от самого крупного в Эстонии округа с самой сильной конкуренцией. Помимо топ-политиков Эстонии, оттуда пытаются попасть в парламент и многие другие, которые надеются добиться успеха при помощи проведения кампании на месте — именно они «съедают» голоса первых номеров.
В целом, сравнивание относительных чисел в результатах выборов выводят на первый план самых сильных деятелей маленьких округов, тогда как арифметическое сравнение количества голосов дает преимущество большим округам, в которых партии, как правило, размещают свою тяжелую артиллерию».