Бывает, что мои персонажи в реальной жизни творят нечто несусветное, говорят или творят запредельные глупости, единственная цель которых – эпатировать публику (см., например, здесь или здесь).
И очень сложно бывает удержаться от ругательств, комментируя эти слова или поступки. Особенно, когда имеешь дело не с отъявленным отморозком с бритой башкой и в кожаном прикиде – он уже по жизни достаточно наказан, а с представителем так называемой элиты, профессором и парламентарием.Интеллигентом, так сказать. С которым, как в детских стихах Маяковского, регулярно приключаются ситуации «крошка-сын к отцу пришел, и спросила кроха: что такое хорошо и что такое плохо?» Единственно, надо заменить «крошку-сына» на «крох-студентов».
И вот он начинает сеять разумное, доброе, вечное. В доступном широкой общественности интервью.
«Центристам-новичкам придется мириться с тем, что они — не бесконтрольные господа» (полная версия здесь):
«Новым членам парламента от Центристской партии придется мириться с тем, что они не являются бесконтрольными господами, как в Таллинне, сказал Delfi депутат Рийгикогу от Партии реформ Игорь Грязин.
Вы тоже, как ваш товарищ по партии Райво Ярви, чувствуете, что от “некоторых вновь пришедших центристов — прямо вот ледяное дыхание”?
Нет, не чувствую, но прохладно стало. Веет — от кое-кого из пришедших, скажем, Яны Тоом или Стальнухина, Кылварта, который там, правда, промелькнул, но довольно грозная личность. Его специфика в том, что этот человек глубоко необразован. Он — воинствующий невежда. Может, вы видели его интервью Kanal 2, так человек не знает даже, что такое Братство черноголовых, Любекское право. То есть человек просто неграмотный, но в то же время имеющий административные амбиции. Знаете, к воинствующим дуракам я отношусь с опаской. Другой вопрос, который вызывает у меня некоторые опасения, это отсутствие готовности к диалогу. Вот Яна Тоом — она не очень слушает. Ну, нельзя так: я хочу — и так будет. Этот вопрос с таллиннскими школами, например. Яна Тоом — она же ведь не готова разговаривать. Она хочет идти в суд. Но это не начало диалога. Это не очень хорошее начало для дружбы. Дружба начинается с улыбки. Чебурашку надо вспомнить, правда? Я как раз представитель школы Чебурашки. Если они захотят разговаривать, что-то получится. Если они будут разговаривать на языке лозунгов, шантажа и т.д., то просто уйдут в историю ни с чем.
Разделяете мнение Ярви о том, что в парламент от центристов пришли люди, которые не являются патриотами Эстонии?
Скорее всего, нет. Просто их видение Эстонии может быть несколько нетрадиционным. Они как бы отблески старой, советской Эстонии. Они своего рода ностальгическая партия, как и Народный союз. Тот хочет колхоз, а они — завод “Двигатель”, радиотехнический завод имени Попова, еще что-нибудь. Это очень живуче пока еще, как это ни странно…»
Что тут скажешь? Как говорили прежде – «я Пастернака не читал, но я его осуждаю». Грязин – человек из очень древних времен. Когда любые измышления можно было – и это поощрялось – представлять в виде реальности. Когда площадная ругань по отношению к политическим оппонентам считалась проявлением лояльности. Яркий, короче, представитель значительной части нашей интеллигенции. И, одновременно, дитя ушедшей советской эпохи. Такой вот получается Чебурашка.