Возможно, я отношусь к параду латвийских ветеранов несколько иначе, чем большинство пользователей Гайдпарка. Меня совсем не шокирует тот факт, что в центре Европы маршируют ветераны СС. А где же еще им маршировать – в Африке? Возможно, они также проходят строем где-нибудь в Латинской Америке, в Парагвае или в Чили, если выжили. Но важно не это.
Прежде, чем оценивать это событие, нужно разобрать его в деталях. Незачем уподобляться Илье Эренбургу, которой мазал все одной краской и заставлял своего читателя смотреть на мир сквозь призму пропагандистских листовок образца 1942-1943 годов. По логике Эренбурга можно было дойти и до маниакального состояния: «Если видишь перед собой немецкого ребенка, убей его, ведь это будущий фашист! Перед тобою гордая немецкая женщина? Так возьми ее, сломав сопротивление, отомсти за своих поруганных сестер!». Даже Сталин в свое время пресекал эти эренбурговские эскапады.
Давайте рассмотрим ситуацию трезво – слово «эсэсовцы» еще ничего не описывает. К 1943 году в СС существовало множество различных подразделений. Были и такие, которые никогда не покидали линию фронта. В том числе украинские, русские и прибалтийские так называемые добровольческие дивизии. Национальные дивизии СС не принимали участие в охране концлагерей, что им сегодня часто приписывается. Это были боевые части, воевавшие на передовой.
Несут ли они ответственность за военные преступления? Безусловно. Хотя бы потому, что уже сам факт вероломного нападения на Советский Союз является военным преступлением. Прибалтийские «Ваффен СС» (то есть, «Воюющие СС»), о которых речь, например, 19-я и 25-я дивизии принимали участие в блокаде Ленинграда, в ходе которой погибли миллионы мирных жителей. Однако в целом панические вопли а-ля «эсэсовцы маршируют!» мне кажутся оскорбительными для нашего интеллекта.
Да, они в ответе, как за блокаду Ленинграда, так и за поддержку фашистского нападения на СССР в целом. В остальном же давайте отделять истерику от реалий. Я не считаю, что солдаты должны отвечать за то, что воевали на Нарвском рубеже, на подступах к Риге, вокруг Даугавпилса и в других местах. Это нельзя поставить им в вину. Они были солдатами и воевали они храбро. Я подозреваю, что эти старики, которые когда-то двадцатилетними парнями сражались против Красной Армии, до сих пор хранят свою фронтовую дружбу. Возможно, для них это самое важное и значимое, что происходило в их жизни. Солдата может судить только тот, кто сам был солдатом. Например, советские солдаты, ветераны ВОВ. В свое время они их уже осудили, победив в войне.
Кстати, Советская власть очень гуманно обошлась с теми, кто служил в «Ваффен СС». Напомню, что уже в 1948 году – достаточно посмотреть «Эстонский альбом СС» - власть позволяла им участвовать в восстановлении городов Эстонии и Латвии. В СССР существовал закон, по которому солдаты-колаборационисты, не принимавшие участия в преступлениях против человечности, не могли нести полноту ответственности, хотя сама организация СС и была признана преступной в Нюрнберге. Конечно, многие из бывших «эсэсовцев» по несколько лет провели в фильтрационных лагерях.
Хватит уже говорить о каких-то абстрактных «эсэсовцах». Надо разбираться конкретнее – например, такой-то был виновен в убийстве военнопленных. А другой сжигал деревни. Вот этот участвовал в карательных операциях против партизан, а тот совершал преступления против населения Белоруссии. В России выпущены тысячи книг по истории коллаборационистского движения, истории СС и всего, что с этим связано. Мы можем самостоятельно получить внятное представление о событиях XX века, а не внимать покорно навязываемой мифологии.
Конечно, для прибалтийских националистов эти ветераны являются символом сопротивления Советскому Союзу. Но проблема в другом. Сегодня русские, почти половина населения этих республик, лишены гражданских прав. Многие до сих пор живут с паспортом негражданина. А значит, не могут голосовать и участвовать в демократических процедурах. И в то же время тот, кто покупает недвижимость в Латвии на 100 тысяч евро, получает гражданство. Иными словами, потомок любого НКВДшника, чекиста и убийцы, который в настоящее время является миллионером, легко может стать гражданином Латвии.
А вот люди, которые там жили в сороковые и поднимали эти республики из небытия, считаться гражданами не могут, равно как и их дети. Это и есть подлинный фашизм, но западная демократия с ним почему-то согласна!
Почему-то они не видят ничего предосудительного в унижении русскоязычного населения и практически этому содействуют. Вот где подлинное лицемерие!
С одной стороны какие-то лживые скорбные слезы по поводу марша стариков, бывших солдат, которые когда-то противостояли Красной Армии, превосходящей их по мощи. А с другой – полное согласие с реальным нарушением гражданских прав огромного количества жителей Эстонии и Латвии. Просто молчаливое ожидание, когда эти люди вымрут и проблема решится сама собою.
Поэтому я думаю, что Россия должна спокойно относиться к маршам прибалтийских ветеранов. А вот делать вид, что в упор не замечает массового нарушения прав русскоязычного населения, Россия точно не должна.
Все эти «эсэсовские» марши не более, чем туманная завеса и перевод стрелок. А тем временем под шумок циничные и наглые российские нувориши скупают землю, недвижимость, объекты промышленности и экономики на территории Латвии и Эстонии. И плевать они хотели на марши «эсэсовцев». И плевать они хотели и на граждан России, и на неграждан этих республик, лишь бы деньги их проклятые были в безопасности. И реальная проблема – это не марши «эсэсовцев».
Реальная проблема – это постыдное и преступное молчание России по поводу продолжающегося нарушения прав русскоязычного населения Латвии и Эстонии, правозащитников и тех, кто борется за права русских в Прибалтике.
Пусть старые солдаты маршируют, в этом нет ничего страшного. А вот то, что русские и иные небалты лишены прав и гражданства, и чудовищно, и оскорбительно.