Для западных государств Муаммар Каддафи уже давно персона нон грата. Поэтому когда у него начались неприятности, Запад, естественно, моментально развернулся против. Когда волнения только начинались, казалось, что ливийский режим вот-вот последует за тунисским и египетским - в течение суток или двух. Революции в этих государствах делались не руками Запада. Однако каждый раз, когда становилось очевидным, что лидер падает, Запад начинал его подталкивать с тем, чтобы быстро сделать ставку на победителя. Так же произошло и с Каддафи. Западные государства экстренно делигитимизировали падающую власть, пытаясь успеть повлиять на формирование новой. Однако совершенно не факт, что следующий лидер придется Западу по душе.
Я бы достаточно серьезно отнесся к заявлениям Каддафи, что его режим на данный момент является единственной преградой на пути Аль-Каиды. Очевидно, что в Магрибе Аль-Каида очень влиятельна. При Каддафи она находилась в подполье и тюрьмах, но сейчас она безусловно принимает активное участие в этой гражданской войне. Надо сказать, что все эти ныне свергнутые режимы - и египетский, и тунисский - вели очень активную борьбу с Аль-Каидой и исламистскими группировками. Конечно, сейчас у исламистов гораздо больше шансов реально влиять на политику этих стран и даже придти к власти.
И Запад, несмотря на все заявления и инициативы, проявляет очень большую осторожность и осмотрительность. Все разговоры о военном решении ливийской проблемы, которые звучали еще три дня назад, сейчас спущены на тормозах. Помимо всего, на данный момент у Запада нет и достаточных сил на осуществления военной интервенции. Все боеспособные части задействованы в Ираке и в Афганистане. К тому же нет единства по этим вопросам и внутри НАТО, а Турция так просто категорически против любой военной операции. В некоторых случаях даже один из членов НАТО способен наложить вето на решение альянса. Плюс совершенно предсказуемая позиция всех арабских государств. Конечно, это не помешало НАТО в свое время войти в Ирак или в Афганистан, но именно с тех пор отношения с арабскими странами и были испорчены окончательно.
Однако не вмешиваться в эти ситуации западные государства не могут по внутреннеполитическим соображениям. В России не существует такого общественного давления в пользу вмешательства. Россия не заинтересована в том, чтобы кого-то подталкивать, мы будем иметь дело с любой законной властью, которая появится в результате. А бежать впереди паровоза в революционную эпоху – дело последнее, как учит опыт истории.
Конечно, Россия поддержала санкции ООН против Ливии. В данном случае это было средством определенного давления на режим в Триполе, против чрезмерного применения силы против мирного населения. Хотя к настоящему моменту акценты уже сместились – в Ливии гражданская война и вопрос пропорциональности применения силы вряд ли вообще стоит на повестке дня. Но тем не менее это было определенным сигналом для Кадаффи. В том, что в Ливии сейчас не используется химическое оружие, чего все опасались, есть и заслуга голосования в Совбезе.
Однако тем временем пожар все равно не прекращается и продолжает расползаться по региону. Самых больших неприятностей можно ожидать в том случае, если волнения охватят Саудовскую Аравию. А в шиитских районах королевства они уже начинаются. Именно там, где находятся основные нефтепромыслы страны. Иран в этих условиях тоже будет выступать как игрок, оказывая влияние на поведение шиитского населения Ближнего Востока. Уверен, что серьезная волна дестабилизации продолжит распространяться и дальше. Последствия будут самыми неоднозначными. Одно из них, как нетрудно догадаться, гарантированный рост цен на энергоносители в обозримом будущем. Это хорошо для нашего бюджета, но плохо для мировой экономики, а значит косвенным образом и для России, так как спрос на наш экспорт уже падает.
Во вторых, серьезно просядет российский рынок вооружений, потому что большой Ближний Восток был одним из потребителей оружия. Если говорить о масштабах, то ситуация в одной только Ливии обойдется для России в 4 миллиарда долларов за счет контрактов, которые мы, судя по всему, уже потеряли.
Ну и, в конце концов, на Ближнем Востоке появляется гигантское количество безработной молодежи. Революции безусловно основательно разрушат экономику региона. И значит, молодые люди пополнят ряды бойцов джихада, которые активизируются по всему миру, в том числе и в России.