Илья НИКИФОРОВ. Фото: Александр ХМЫРОВ

1 марта 2011 года в России появилась полиция. В Эстонии она появилась тоже 1 марта, ровно 20 лет назад.

Мемуарная и историческая литература, рассматривающая этот период новейшей истории, единодушно отмечает, что руководство СССР не могло, не хотело и не собиралось последовательно и любыми средствами (вплоть до применения силы) отстаивать суверенитет и властные полномочия СССР на всей его территории и, особенно на национальных окраинах – в Прибалтике и в Закавказье. Самые крутые меры, которые был способен применить Кремль в 1990 году, были угрозы, запугивания, экономические санкции и поддержка (весьма непоследовательная) своих сторонников на местах.  

Историческая оценка данного периода еще долго будет вызывать споры и интерес исследователей. Но уже сейчас можно сказать, что главной причиной политического кризиса стал кризис экономический, затронувший все стороны народнохозяйственной жизни и особенно разрушительно финансы, и систему денежного обращения. Хронический товарный кризис, инфляция, забастовки, истощение золотовалютных резервов осложнялись падением бюджетной дисциплины, ростом сепаратизма и, самое главное, стремлением руководства РСФСР подмять под себя общесоюзный центр даже путем отказа от функции метрополии-донора в унитарном государстве.
В первые месяцы 1990 года стало понятно, что достижение независимости Эстонией не просто «цель желанная», но вполне достижимый результат Главным политическим вопросом стал вопрос, какой должна стать новая суверенная республика? Центр тяжести политических баталий переместился с проблем перестройки и социалистической национальной политики на проблемы будущего устройства будущей республики.
Новый состав Верховного Совета, в котором после выборов 1990 года 3 апреля утвердил председателем правительства лидера НФЭ Эдгар Сависаара. За его кандидатуру проголосовали 54 депутата из 105, 32 парламентария были против.
Эстония образца 1990 года представляла собой национальную республику, в которой государственный язык на тот момент не внедрялся «полицейскими мерами», среднее образование на русском языке было законодательно гарантировано, миграционное законодательство по своему смыслу и методам ничем не отличалось еще советских ограничений на прописку в Москве и Ленинграде, существовал уникальный для СССР Закон о национальных правах граждан, широкие политические свободы, фактически все постоянные жители республики рассматривались до 30 марта 1990 года как граждане ЭССР, а после этой даты как граждане ЭР. Следует отметить, забегая вперед, что и восстановление Эстонской республики предполагалось скорее как правопреемство, а не как правопродолжение. А это допускало и «нулевой вариант гражданства», как впоследствии будет сделано в Литве. Разумеется, национальные страсти кипели и в Эстонии, и русскоязычное население не могло смириться, что всех огульно именуют «мигрантами» (в период разработки миграционной политики и Закона об иммиграции) и оккупантами (после принятия Декларации о статусе Эстонской республики и переходном периоде). Эстония образца 1990 года имела все возможности развития в сторону государства с относительно сбалансированными интересами национальных групп, представленных в республике.
Председатель правительства Эстонии Эдгар Сависаар стал вести активнейшую политику на востоке. Уже через две недели после вступления в должность Э. Сависаар встречается в Москве с председателем Совмина СССР Н.Рыжковым. На следующий день А.Рюйтелем, Э.Сависаар, Э.Липмаа встречаются с М.Горбачевым, Н.Рыжковым, А.Яковлевым. 11 мая Э. Сависаар ведет переговоры в Москве с Б.Ельцыным, В.Бакатиным, Д.Язовым. 7-8 июня Э.Сависаар ведет переговоры с министром финансов СССР В.Павловым по вопросам формирования бюджета. 28 июня Э.Сависаар встречается в Ленинграде с А.Собчаком и подписывает совместное коммюнике об отношениях Ленинграда и Эстонской Республики. Уже 4 августа эстонский премьер встречается с руководством Ленинграда и Ленинградской области. А 1 августа – Э.Сависаар и В.Бакатин подписали в Москве договор о самостоятельности МВД ЭР. Милицейские силы переданы в подчинение МВД ЭР. Этот договор стал политической точкой отсчета перехода эстонской милиции в эстонскую полицию.
4 апреля М.Горбачев предостерегает А.Рюйтеля: если ВС ЭССР не отменит свое решение от 30 марта 1990 года о государственном статусе Эстонии, то со стороны СССР последуют санкции вплоть до экономической блокады, такой же, как была организована против Литвы. Это серьезная угроза. В апреле в Вильнюсе десантники захватили типографию. А 24 апреля в Москве блокируются банковские счета Литовской республики. Так как в Литву блокирован завоз угля, нефти, и подача газа уже 24 мая заканчиваются все запасы топлива. 30 мая Горсовет Ленинграда требует от правительства СССР прекращения блокады Литвы и начала переговоров. В последних числах июня Литва идет на попятную: Литовский парламент принимает решение наложить 100-дневный мораторий на решение о провозглашении Декларации о независимости.
Литовская блокада создала у эстонских политиков впечатление, что Москва пойдет на уступки и готова к переговорам о выходе Эстонии из СССР, но не согласится с «восстановлением независимости оккупированной в 1940 году республики». Правительство Э. Сависаара дистанцируется от Конгресса Эстонии и его видения политики.
9 мая 1990 г. в Таллинне прошел традиционный парад на пл. Победы. Сторонники забастовочных комитетов устроили потасовку с милицией пытаясь установить на крыше горисполкома красный флаг. 14 мая М.Горбачев, уже как президент СССР, отменяет решения ВС Эстонской республики и Латвийской республики. Интердвижение Эстонии, полагая, что Москва их всецело поддержит, устраивают массовую манифестацию на Тоомпеа. По словам одного из лидеров ИД Олега Морозова это была последняя крупная акция ИД. Сварщик Журавлев пробрался на крышу ВС, водрузил красный флаг и подрался с милицией. Манифестанты требуют встречи с председателем Президиума ВС А.Рюйтелем. К ним выходят лишь несколько депутатов от ОСТК – в т.ч. В.Лебедев и С.Петинов. Разгоряченная толпа ломает ворота и вливается во двор здания ВС.
Э.Сависаар, в свою очередь по радио призвал народ на защиту ВС. К замку Тоомпеа стекаются тысячи сторонников независимости. Манифестанты, по словам участников, построились в колонну, подняли флаги и транспаранты и ушли. Столкновений, драк и эксцессов удалось избежать.
Зато в Риге в этот же день рижский ОМОН жестоко и профессионально разогнал демонстрацию Интерфронта. В отличие от Латвии и Литвы в Эстонии свой ОМОН до 1989 года создан не был, а после подписания с В.Бакатиным соглашения о самостоятельности МВД ЭР и не мог быть создан. Зато обеспокоенное митингом ИД правительство создает добровольческую организацию Eesti Kodukaitse. Примечательно, что уже были фактически восстановлены некоторые дружины старой военизированной добровольческой организации Kaitseliit. Прежняя советская милиция явно была не готова силой защищать новый порядок, а полиции еще не было. Эстонским политикам повезло, что в республике так и не было создано силовое подразделение прямо подчиненное МВД СССР.
Власти Эстонии форсировали создание институтов государственной власти. 3 сентября была открыта полицейская школа а Пайкузе. А 20 сентября Верховный Совет ЭР принимает закон О полиции. 24 сентября правительство передало в ВС проект закона об экономической границе. Парламент быстро принимает решение о создании экономической границы. В Нарве проходит митинг против закрытия экономической границы
27 декабря М.Горбачев подписал закон «О всенародном голосовании (референдуме) в СССР». В марте 1991 года планируется провести референдум о сохранении СССР и союзном договоре. До референдума о переговорах и речи быть не может.
16 января ВС СССР постановил провести референдум на всей территории советского государства 17 марта 1991 года. В случае если в референдуме примет участие больше половины граждан он будет признан состоявшимся. Литва тут же решила провести опережающий референдум. Такие же намерения появились и в Эстонии. 31 января ВС ЭР принял решение провести свой референдум уже 3 марта.
1 марта 1991 г. вступает в силу Закон ЭР О полиции. Место советской милиции занимает эстонская полиция. А 3 марта 1991 г. проходит референдум по вопрос: «Хотите ли вы восстановить государственный суверенитет и независимость Эстонской республики?» Полиция де юре уже создана. 

ilja_nikiforov

Обсуждение закрыто

ТОП-5 материалов раздела за месяц

ТОП-10 материалов сайта за месяц

Вход на сайт