Совсем недавно у меня в гостях был один высокопоставленный чиновник Российского телевидения. Мы в домашней атмосфере обсуждали общие темы, события и знакомых нам людей околотелевизионной тусовки. Его рассказы стали даже для меня, видавшего всякие виды, сущим откровением (какие нравы царят ныне в Москве!), откровением цинизма, которым оказался пропитан нынешний тележурналистский бомонд. Другими словами, для меня телевидение окончательно утвердилось в образе огромного монстра, змеюшника, где варится грязь, плетутся интриги, создается высокопрофессиональный продукт на потребу: либо низменным вкусам зрителей, либо под определенный заказ.
Сколько судеб поломали тв-журналисты, какой барыш предвкушают получить с экранов телевизоров редакторы, смакуя ложь и сплетни, разыгрывая хитроумные комбинации под названием: «как покруче подставить человека»… Я получил подтверждение, что мир телевидения, это мир денег, мир столкновения интересов и извращенных желаний в прямом и в переносном смысле. Если владельцев производственных компаний и телеолигархов хоть и с отвращением, но можно понять, поскольку их дело – стричь купоны, то тех, кто готовит новостные и аналитические программы, можно лишь пожалеть. Работать в условиях тотального отсутствия совести, в атмосфере алчности, а значит покорности к заказным сюжетам, где можно что-то «срубить», могут не все, а только избранные и это очень тяжелая работа.
О какой независимости журналистов мы можем говорить, когда все куплено и продано? Есть специальные расценки их хозяев – за сюжет, за предвыборный сюжет, за скрытую рекламу, за «правильную» подачу информации о партийном кандидате. Есть и расценки на черный пиар – они больше, так как деньги грязные, но все так же «не пахнут». Пользователи и нервные комментаторы информационных порталов - это дети по сравнению с теми, кто каждый день и каждый вечер обращается к нам с экранов телевизоров и целенаправленно выносит людям мозг.
Что заставило меня написать этот материал? Даже не знаю, наверное, какое то чувство стыда за того, кто вообще то должен нести нам правду, а несет ложь. А ведь процент тех, кто верит телевидению, еще пока очень велик и еще не скоро придет осознание того, что «Карфаген должен быть разрушен».
Вчера позвонил знакомый и рассказал, как на одном местном телеканале из снятого сюжета сделали противоположное тому, что он говорил. Получилось, что смонтировав слова, подобрав картинки, которые иллюстрируют совсем другое, а не то, что хотел сказать человек, был переиначен весь смысл, и появилось то, что нужно было этому телеканалу. И сколько боли и отчаяния было у моего знакомого, что мне захотелось ему помочь хоть как-то. Конечно, я знал журналиста, который сделал этот сюжет, я знал его как нормального человека, практически одного из немногих, которому можно было доверять на этом канале. Но я так же знаю, кто стоял за его спиной, кто цинично зарабатывал на вере зрителей в телевидение. И никакие суды чести или журналистские кодексы не остановят желающих заработать на лжи и подтасовках. Поэтом, я и решил написать эту статью, чтобы предостеречь других людей, особенно, молодежь – опасайтесь журналистов! Они не принадлежат себе, они лишь исполнители чьей - то воли.