В пятницу вечером в Доме учителя, что на ратушной площади Таллинна прошел II конгресс Палаты представителей национальных меньшинств. Непритязательный фасад старинного здания, крылечко в несколько ступенек, швейцар в бархатной пелерине. Швейцар из соседнего ресторана «Тройка». Буквально дверь в дверь. Можно и перепутать. Кухня в ресторане как бы русская, но пельмени подаются выложенными на лист салата, а вот курники у них – блеск, пальчики оближешь. В ресторан не идем. Идем в Дом учителя.


Из фойе широченная деревянная – возможно дубовая – лестница ведет на второй этаж. Вот еще дверь с резными накладками. И зал. В углу печь облицованная изразцами в кремовой и голубой цветовой гамме. Её уже не топят лет пятьдесят. На потолке гипсовые плафоны, бронзовые люстры и пожухлая выцветшая роспись. Как и на стенах на потолке цветочно-растительный орнамент с мифологическими птичками. Скрипучий паркет и стильные стулья: гнутые ножки – округлые спинки, пестрый ситчик в багрово-золотых тонах. Все для учителя!
Уволить не дадим!

На сегодняшний день в Эстонии существует несколько зонтичных организаций национальных меньшинств. Палата представителей национальных меньшинств Эстонии, например, возникла после известных событий в апреле 2007 года. А при министерстве культуры этим летом было организована молодежная ассоциация национальных меньшинств. Естественно столичные власти и представители министерства культуры пришли поприветствовать подопечные меньшинства. От министерства приличествующие случаю слова произнес Мадис Ярв. Слова были как всегда правильные, добрые, поэтому не очень запомнились.

Таллиннский вице-мэр Яана Тоом, женщина статная и рослая привычно пожаловалась, что где бы ей ни приходилось выступать микрофон всегда оказывается расположен слишком низко. Самое важное, что заявила Яана Тоом было то, что столичная мэрия не позволит уволить ни одного учителя русских школ за незнание эстонского языка.


Для людей не слишком знакомых с таллиннскими реалиями следует заметить, что несменяемый директор Языковой инспекции Ильмар Томуск намедни подробно рассказывал журналистам, что 70% русских учителей в русских школах не владеют государственным языком на надлежащем уровне и инспекция намерена впредь продолжить проверки, выдавать предписания и выписывать штрафы. Сама инспекция, по словам Томуска никого увольнять не имеет права, но может предлагать сделать это администрации школ и владельцам школ – местным самоуправлениям.

А вы пойте и пляшите…

Председатель Палаты представителей национальных меньшинств Рафик Григорян рубанул с трибуны правду-матку: никаких позитивных изменений в положении национальных меньшинств за два прошедших после первого конгресса Палаты не произошло. Нам обещали, что мы войдем в первую пятерку самых богатых стран ЕС, но мы оказались в яме. Тысячи банкротств, растут цены, падает зарплата. Безработица перевалила за сто тысяч человек (это примерно 15% от трудоспособного населения). Положение национальных меньшинств еще хуже - 80% безработных представители нацменьшинств. Зарплата у «неэстонцев» меньше на 20-30%%. Эти данные дают эстонские социологи, - подчеркнул Григорян, - На наших глазах происходит люмпенизация национальных меньшинств. Эстония после восстановления независимости потеряла людей больше, чем во второй мировой войне и в ходе депортаций вместе взятых, - стукнул кулаком по трибуне оратор.



Директор Центра информации по правам человека Алексей Семенов и руководитель Палаты представителей национальных меньшинств Рафик Григорян


Процветать Эстония сможет только при взаимодействии и сотрудничестве, - перешел он к конструктивной части выступления, - нужен консенсус. Права национальных меньшинств это не привилегии, а условия сотрудничества. Ведь, по мнению Григоряна, государство основывается на гражданах, а не на этносах. Нельзя согласиться с подходом, что вы, мол, пойте, танцуйте, а мы будем вами управлять. Национальные меньшинства - не экзотическая живность. Национальные меньшинства Эстонии хотят быть субъектом, а не объектом
Интеграции. Завершил свою речь Григорян цитатой из Гете: « Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой».

И добавил: «Ну, на бой я вас не призываю...»

Член правления Палаты представителей нацменьшинств Леви Шер обрушился с критикой на правительственную программу интеграции, которая теперь именуется в переводе на русский «программой переплетения». «Не знаю, что с чем переплетается…. Видел я как-то клубок змей», - заметил Шер.




Эстонцы пережили на себе насильственное обучение русскому языку, - продолжил Лейви Шер, - именно грубое и насильственное. Они на своем опыте знают, что это такое ... Но
теперь делают то же самое. Это - психология раба.


Чувство противоречия

Председатель городского собрания Нарвы Михаил Стальнухин выступил с докладом «Динамика изменения мировоззрения национальных меньшинств», который многим присутствовавшим был хорошо знаком и слышан прежде неоднократно. Тем не менее, Михаил Стальнухин, хороший оратор, эрудит и интеллигент, в очередной раз сумел, и заинтересовать, и увлечь слушателей.

Для начала он прочитал цитату – заменив всего пару слов – из блестящего исследования Клаудии Кунц «Совесть нацистов», довольно прямолинейно увязав прочитанное с сегодняшней Эстонией. Да и вообще объектом сарказма нарвского руководителя на сей раз стало министерство культуры. Быть может, просто потому, что оно – министерство – хоть как-то было в зале представлено советником министра Евгением Журьяри. Быть может, и по другой причине.



Двадцать лет, с 1990 года в Нарве проводится опрос с целью прозондировать мировоззренческие ориентиры, доминирующие в данный момент. Точнее, опрос сконцентрирован – как о нем рассказывал Стальнухин – только на одной теме. Горожане
из года в год отвечают на незамысловатые вопросы, например, «имело ли место нарушение самостоятельности и независимости Эстонии со стороны СССР в 1940?» Ответы – да, нет, затрудняюсь ответить.

Респонденты подбираются методом случайной выборки. Высшее образование есть у 31,5% опрошенных, среднее у 63%. Женщин чуток больше, чем мужчин, есть безработные, учащиеся, пенсионеры, предприниматели…. В общем, все как у людей.

Да! Русских по национальности среди опрошенных 83%, эстонцев – 8,5%. Это даже больше, чем доля эстонцев проживающих в Нарве. И вот что примечательно, граждан ЭР среди опрошенных 53,5 процента, а граждан РФ – 28%, лиц без гражданства – 16%.

Описав все эти предварительные условия опроса, Михаил Стальнухин перешел к главному. В 1990 году, когда «де юре» и Советский Союз был «жив», и учебники истории были старыми советскими, был ГК КПЭ и УКГБ по городу Нарве 49 процентов нарвитян были убеждены, что нарушение независимости Эстонии со стороны СССР в 1940 имело место. А 44% опрошенных уверены были, что вхождение Эстонии в СССР было насильственным. Соответственно, нарушения независимости не было и вхождение в СССР было добровольным, полагали 20 лет назад соответственно 30% и 36%. Через девятнадцать лет в 2009 году в нарушение независимости и принудительное вхождение в СССР верили уже 15 и 8 %% нарвитян. В мирное и добровольное вхождение верили уже 60 и 53%%.

Двадцать лет официальной пропаганды, новых эстонских школьных учебников истории привели в Нарве к обратному мировоззренческому результату. Официальная идеология вместо того, чтобы привлекать сторонников потерпела в Нарве полный крах. Вот это, по мнению Стальнухина, главный результат проводимой все эти годы политики в отношении национальных меньшинств.

Все должны быть счастливы! Это – приказ.

Депутат столичного городского собрания Михаил Кылварт задал с трибуны риторический вопрос: «Власть, скажи, какими ты хочешь нас видеть?». По мнению Михаила для власти национальные меньшинства это - проблема: «Мы хуже образованы, меньше зарабатываем, чаще болеем, быстрее умираем». Эстония одна из немногих стран, где уровень образования второго поколения мигрантов ниже, - отметил депутат, - Наши родители жили лучше, чем мы.



Депутат Михаил Кылварт что-то объясняет юристу Елене Каржецкой


Надо понять, что национальные меньшинства это – потенциал, продолжил молодой политик. А каково будущее русскоязычной молодежи? Первое. Многие уже знают языки, и не два, не три, но сохранили свою национальную идентичность. Они окажутся успешными в любом случае. Если Эстония для них не даст того, что они хотят, они могут уехать на Запад и реализоваться там. Второе. Те, кто подвергнется ассимиляции. Будут такие, кто освоят эстонский язык и утратят свою идентичность. Вряд ли у них будет большой личностный потенциал. Их путь – профессиональные училища и обслуживающий персонал. Третье. Маргиналы, не перешедшие окончательно на эстонский язык и потерявшие идентичность. Они точно не найдут себя в эстонском обществе.

У нас нет свободы выбора, - констатировал Кылварт, - Нам её задали сверху. Национальная политика как асфальтовый каток. Под общее одобрение Михаил добавил, что в Эстонии мы не одинаковые меньшинства. Есть меньшинства правильные, а есть не очень правильные. Вот, например, в Украине поменялась власть и …

О политическом катке продолжил разговор юрист, руководитель проекта «русский омбудсмен» Сергей Середенко. Законодательство, касающееся национальных меньшинств, считает он, насквозь политизировано. Так в строительном законодательстве Сергей Середенко насчитал аж 12 конкретных причин для отказа в выдаче разрешения на строительство. Нет причины - нет права отказать. Можно судиться и добиваться справедливого решения.


Юрист Сергей Середенко и других слушал и сам говорил

В законе о средней школе и гимназии, отметил юрист-правозащитник, нет ни одного основания для отказа в учреждении гимназии с русским языком обучения при соответствующем ходатайстве попечительского совета. Тем не менее, отказывают.
Основания для отказа, следовательно, чисто политические.

Та же самая история, считает Середенко и с Законом о культурной автономии национального меньшинства. Списка оснований для отказа Закон, считает юрист, не содержит. Тем не менее, министерство культуры оказало инициаторам в формировании русского национального списка и культурной.

Еще один пример – язык делопроизводства в местных самоуправлениях в местах компактного проживания национальных меньшинств. Закон о языке предусматривает такую возможность и тоже не содержит списка причин для отказа. Правительство ни разу не разрешило. «На каком основании можно отказать? Ни на каком! Чисто политическое решение».

Приложения (кому интересно). Читать далее...
 

Обсуждение закрыто

ТОП-5 материалов раздела за месяц

ТОП-10 материалов сайта за месяц

Вход на сайт