Политический кризис и одновременно попытка оппозиции совершить политический переворот в горсобрании Нарвы или «стокгольмский синдром» русских центристов, невольно, а может, сознательно, услужающих этнократии

Несмотря на скандальность и эпатажность ситуации, в которой оказалась треть правящей фракции депутатов-центристов в городском собрании Нарвы, которых по очевидно политическим мотивам Полиция безопасности заподозрила в действиях, подпадающих под деяния с признаками коррупции, всё же в общем знаменателе конфликта просматривается  стокгольмский синдром  русских центристов не только Нарвы, но и Эстонии. Это – главный вывод, а не перипетии их внутрипартийных козней, которые, впрочем, играют заметную роль в преддверии парламентских выборов.

Справка:

«Стокгольмский синдром» квалифицируется, как психологическое состояние, возникающее при захвате заложников, когда заложники начинают симпатизировать и даже сочувствовать своим захватчикам или отождествлять себя с ними».

Подверженность этому синдрому нарвских муниципальных депутатов может показаться абсурдной. Но разберёмся.

Северо-восток – русское «минное поле» или задворки

Сразу после воссоединения Крыма с Россией на Западе заговорили о возможности повторения прецедента в Эстонии, на её русскоязычном северо-востоке и прежде всего в русской Нарве. Но это – чистой воды инсинуация, так как нарвитяне давно поняли: хотя им и живётся хуже, чем в остальной эстоноязычной Эстонии, но, как обывателям, им в социально-экономическом плане живётся значительно лучше (пока?), чем жителям соседнего, русского Ивангорода. Более того, они смирились с тем, что давно стали обузой для государства и уж никак не равноправной частью эстонского общества. А недавно и обозом этнократической элиты, которой Запад подсказал: чем чёрт не шутит, вдруг Россия инспирирует в Нарве –  «Крымнаш 2», а на северо-востоке – любимую на Западе «цветную» революцию.

И засучив рукава эстонская этнократия принялась за обезвреживание «минного поля», якобы угрожающего территориальной целостности Эстонии. В ход пошёл и кнут, и пряник. Сначала на северо-востоке участились военные учения, ужесточилась Языковая инспекция, но вскоре по подсказке из-за океана власти стали демонстрировать и внимание, даже, пусть показное, но дружелюбие к местному русскому и русскоязычному населению. Чего только стоит карнавальный визит президента ЭР Керсти Калюлайд со своей канцелярией в Нарву, объявленную ни с того ни сего культурной столицей Европы?! В целом вся эта показная забота – пошлая имитация. Даже центристы, уже два года возглавляющие правительственную коалицию, не могут внести перелом и провести на северо-востоке давно обещанный свой «план Маршалла». Или нынешние власти столь наивны, что считают местное население уж таким быдлом, что ему, как и кошке, только доброе слово и приятно?

Старинная эстонская забава – «борьба с русскими»

Первое и одновременно последнее, что предприняли власти, политические партии и СМИ, это – старинная эстонская забава «борьба с русскими». Зачистив русское политическое поле к началу нулевых годов, этнократы приступили  к осаде Центристской партии, отстаивавшую нормализацию отношений с Россией, точнее её лидера и выдающегося эстонского политика Эдгара Сависаара. Хотя этнократы должны были бы быть благодарны ему уже только за то, что тот с самого начала восстановления независимости Эстонии превратил свою, терпимую к русским и русскоязычным партию в «громоотвод» русского недовольства этнической дискриминацией.

Заполучив огромную поддержку неэстонцев, центристы надолго обеспечили себя наивным, но надёжным электоратом на выборах. И чем бы это ни объясняли, но за четверть века центристы не ликвидировали, только отчасти смягчили, отчасти ретушировали неравноправие по национальному признаку. Разумеется, содействуя этим правлению этнократов разных мастей: и ультра-националистов, и либералов, и социал-демократов, и консерваторов. Хватало скрытых националистов-русофобов и среди эстонских центристов. По сути, центристы, твердившие о защите русского языка и сохранении образования на русском языке, сами негласно содействовали дискриминации русского языка и ликвидации русскоязычного образования, хотя в целом создавали видимость защиты той же «русской школы».  

После позорной для Эстонии многолетней травли лидера центристов, его предало собственное окружение, не моргнув глазом предали его и русские центристы (как показали и события в Нарве – за «тридцать сребреников»). В обмен за отстранение Сависаара от руководства партией, вчера еще его  ближайшее, эстонское, кстати, окружение получило свои «печеньки Нуланд» – возможность сформировать коалиционное правительство, в которое вошли давно сидевшие в парламентской оппозиции центристы. Возглавил его – Юри Ратас, новый лидер центристов.

Голосуя за центристов Ратаса, помогаешь этнократии

А он, в благодарность за подаренную ему политическую карьеру,  должен был отказаться от центристской политики Сависаара – стремления нормализовать отношения с Россией и соблюдения относительно нейтральных отношений с Западом. Юри Ратас стал публично осуждать заявления товарищей по партии о том, что освобождение Красной Армией Эстонии от немецкой оккупации в 1941-1944 годы было освобождением и эстонского народа, стал утверждать, что полувековой советский период в истории страны был «советской оккупацией», запретил госчиновникам давать интервью российскому ИА «Sputnik Эстония». При нём Таллин инициировал переговоры о размещении в Эстонии нацеленных на Россию американских ракет Patriot, солидаризировался с Евросоюзом, требующим возврата Украине Крыма и продолжения санкций против России. Юри Ратас одобрил строительство заградительной линии вдоль всей восточной границы, взял сторону тех, кто настаивает на отключении Эстонии от общей с Россией энергосистемы, препятствовал в угоду США прокладке газопровода «Северный поток – 2». Он одобрил строительство с европейской шириной колеи железной дороги Via Baltica, которая задумана и нужна только, как рокадная железная дорога, необходимая для переброски военной техники на случай войны с Россией…                

Даже одного из перечисленных пунктов достаточно, чтоб осудить Центристскую партию или выйти из неё. Но практически ни один русский центрист этого за два последних года не сделал. Наоборот, они «не заметили» новый, русофобский курс партии и поддержали свою партию: в прошлом году – на местных выборах, ныне – в начавшейся подготовке к парламентским выборам весной 2019 года. Наивные и раболепные русские центристы до сих пор не поняли, что в планах этнократии нет поддержки хоть чего-то русского. И прежние скандалы подстроенные против много лет единолично правящих в Таллине центристов, и нынешняя акция в Нарве с явным политическим подтекстом Полиции безопасности, вовсе не преследуют цель наказать нарвских русских депутатов-«коррупционеров», а выполняют заказ этнократии дискредитировать власть русских центристов в Нарве, где русскоязычное население составляет 98%  населения города.

Русскость зачищают и с помощью русских политиков

На что не пойдёт русский в Эстонии, только бы оказаться у «кормушки» и не остаться на дне общества в стране пропитанной дискриминацией, которая введена в Эстонии законодательно. Как и в чём она проявляется? Это – порой и двойное, особенно среди молодёжи, преимущество эстонцев перед русскими в трудоустройстве, уровне высшего образования, карьерном росте даже при свободном владении эстонским языком. А также ограничение избирательного права, языковая политика, которую некоторые международные правозащитные организации назвали даже «языковой дискриминацией», ещё – отказ вернуть приходам Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата её довоенной недвижимости, кстати значительной…    

Именно «русский дух» раздражает этнократов. Они понимают независимость Эстонии, как управление страной только эстонцами. Исключения из числа русских коллаборационистов или «карманных русских» допускаются сознательно, чтобы отводить критику Эстонии за национализм и русофобию.     

Скандал с подозрением в массовой коррупции русских центристов в Нарве – только один сюжет вытравливания из эстонской политической жизни всего, что сохраняет остатки русскости (то есть и запроса на справедливость). Надо быть очень наивным или раболепным, чтобы не видеть, что этнократы видели, видят и будут видеть присутствие и деятельность в Эстонии русских и русскоязычных только в качестве родства не помнящих манкуртов. По их разумению самое лучшее, если русские эстонизируются (вестернизируются), приняв западные ценности, отвернувшись от прародины России. И что прискорбно, для выполнения этих задач этнократы с успехом использовали пытающихся остаться в этой жизни на плаву местных русских, в авангарде которых – русские центристы.   

Подозреваемые в коррупции депутаты утёрли всем нос

Казалось, в тупиковой ситуации нарвские депутаты проявили завидную выдержку и смекалку. Они-таки одержали, может и не окончательную, но победу, над местной, оппозицией, искусственно созданной под брендом «друзья нарвитян». Одолели (на время?) русские депутаты-центристы и руководство Центристской партии, которое действовало подозрительно быстро и в унисон с Полицией безопасности, учуявшей в Нарве коррупцию. Однако следствие только началось и, хотя дело заведено только по очевидно формальным признакам, ошибки депутаты всё же совершали, голосуя за решения, касавшиеся муниципальных учреждений, в советы которых они входили. Никакой выгоды (ни сента) они лично не имели, но правильно было воздержаться от голосования. Что ж, правовая безграмотность местных русских политиков всегда была их ахиллесовой пятой. Но в данном случае речь всё же идет о провокационной казуистике охранки или политических заказчиков.    

Как всё началось? Не разобравшись, тут же и ультимативно Юри Ратас потребовал от нарвских депутатов (товарищей по партии) отказаться от депутатских мандатов. Юри Ратас создал конфликт с однопартийцами на пустом месте, причём  почему-то втянулся в конфликт с ними с не меньшим усердием, чем Полиция безопасности и националисты всех мастей. Те из них, что являются партнёрами центристов по правительственной коалиции, даже выразили Ратасу одобрение за такую жёсткую расправу (с русскими).  

Но нарвитяне не должны обольщаться на тот счёт, что на ультимативное требование правления Центристской партии временно, на время следствия, приостановить свои депутатские полномочия и членство в муниципальных структурах, они всего лишь вышли из партии, оставшись депутатами. Да, этим они неординарно спасли и себя, и от ещё большей критики партию, в которой ещё недавно состояли. Вроде , волки сыты, и овцы целы, но авторы провокации на этом не остановятся.  

Позиция руководства Центристской партии вызывает тем большее удивление, что в самый разгар нарвского скандала в Таллине принимают в партию бывшего парламентария-центристку Эстер Туйксоо, осуждённую в своё время по скандальнейшему делу о незаконном обмене земель. Это не скажется на имидже партии? При этом Ратас спокойно реагирует на развал сильнейшего центристского представительства в важном регионе страны. А, если он в этом заинтересован, чтобы избавиться от строптивых русских?   

Для кого важна «пуповина» между Нарвой и Эстонией?

Этнократия давно подлавливает Центристскую партию за «русский душок» используя и провоцируя те же коррупционные скандалы и прочие ЧП центристов в Таллине. Но что характерно: при этом закрываются глаза на такие же (или даже хуже) деяния националистических партий. Ясно, что травля русских центристов продолжится. Да и провокация в Нарве отчасти всё же удалась – дёгтем «забор» нарвских депутатов и самой партии всё-таки измазан изрядно. Об этом позаботились эстонские СМИ, давно признанные «придворными» этнократии.   

Неужели русские центристы в Нарве так и не поняли, что во многом показная гуманизация их города эстонскими националистами, во всём работающими с населением, как волк в овечьей шкуре, преследует лишь одну цель? Это – эстонизация Нарвы (для 98% горожан русский язык – родной), внедрение с детства в сознание нового поколения нарвитян латентных начатков русофобии. Тут по инициативе Таллина налажена массовая оборонно-патриотическая работа среди учащейся молодежи, которая, так или иначе, сводится к русофобии, представлению Эстонии абсолютной жертвой российской экспансии, признанию русскими вечной вины перед эстонским народом.  

Не зря и ведущий оппозиционный депутат нарвского горсобрания Катри Райк в своё время приехала в «захолустье» к «луковым Ванькам», чтобы возглавить созданный для эстонизации населения Нарвский колледж известного своим национал-патриотизмом Тартуского университета. И показательно, что она же, не сдержавшись от злости после провала провокации против русских центристов, ляпнула: «Пуповина, которая соединяла нарвскую власть с остальной Эстонией, теперь перерезана. Так не должно и не может долго продолжаться. О том же сегодня говорил и премьер-министр Юри Ратас». Последнее подтверждает, что лидер центристов заодно с националистами. Но почему? Неужели всё таки побаивается самостийности русских в пограничной с Россией Нарвы?

Русские депутаты Нарвы сами против «русской школы»!?

То, что русские центристы в Нарве, на этот раз постояли за себя, ещё не подтверждает, что они поняли до конца, почему против них была предпринята провокация с надуманными подозрениями в коррупции. И доказательством этого стал диалог на заседании горсобрания двух русских депутатов центристов в Нарве – Михаила Стальнухина и Алексея Воронова. Первый – ещё и парламентарий, а также бывший много лет лидером нарвских центристов. Второй – руководитель новой (только что созданной вместо прежней центристской фракции), внепартийной фракции «Narva – meie kodu» («Нарва – наш дом»). Стальнухин заявил, что уже полтора года не считает центристами своих коллег, благодаря которым горсобрание проголосовало за создание в Нарве государственной гимназии, тем самым отказалось от стремления сохранить в городе гимназическое образование на русском языке. Вот его приговор с трибуны горсобрания: «Каждый, кто лишает ребёнка возможности получить образование на родном языке, будет гореть в аду. И вам эта дорога предстоит!». По поводу примиряющего предложения собраться еще раз и обсудить ситуацию с гимназическим образованием в Нарве, председатель новой фракции Воронов заявил, что это – предвыборная демагогия: «Все решения уже приняты… Сейчас в нарвских гимназиях преподавание на эстонском и русском языках ведется в пропорции «60 на 40», и в госгимназии также обучение не будет вестись только на эстонском (это – ложь, прим. Д.К.).Единственное, что волнует сейчас Михаила Стальнухина – это то, что директора госгимназии будет назначать государство и он не позволит заниматься там политической агитацией, в чём политик заинтересован». На удивление отвратительное своей угодливостью заявление русского депутата, которого трудно не заподозрить в предательстве своих избирателей и лакействе перед эстонской этнократией, которая уже во весь голос требует, чтобы все виды образования, начиная с детских садов, стало только эстоноязычными, то есть для всех независимо от национальности. И это при том, что каждый четвёртый житель Эстонии – русский. Но из 21 центриста в Нарвском горсобрании только Стальнухин бьётся за русскую школу для нарвитян. Остальные с Вороновым – против образования на родном, русском языке. И это в городе, где из 50 с лишним тысяч людей населения только для тысячи эстонский язык – родной.     

«Стокгольмский синдром» поразил и русское население   

Так, как же быть русскоязычному политику в Эстонии, если у него только два выбора: один – реальный, другой – провальный. В первом случае, нужно вступать в любую политическую партию, а сегодня они все эстоноязычные.  Далее следует обязанность бороться за выполнение партийных целей, пронизанных национализмом и русофобией, и делать вид, что нет в Эстонии «русского вопроса», отчего, кстати, благосостояние эстонцев выше, чем русских и русскоязычных эстоноземельцев, значительная часть которых платит налоги наравне с эстонцами. Второй путь – создать новую партию, желающую отстаивать интересы русского и русскоязычного населения. Но такие русские партии уже были, да власть, этнократия и СМИ в своё время политтехнологически грамотно ликвидировали их, объявив, что они потеряли доверие русскоязычного электората. Именно такую же методу этнократы применили и теперь, в Нарве. Это –  очернительство фракции русских центристов.

И, наверное, поэтому два года назад, когда партийная верхушка отстранила создателя партии Эдгара Сависаара от выборов руководящих партийных органов и всей Центристской партии стал угрожать раскол, да ещё по национальному признаку, его удалось преодолеть, сознавая, что и новую русскую политическую силу рано или поздно ждёт политическая смерть, как это было с многим русскими политическими силами. Сегодня все уверены, что покинувшие Центристскую партию русские депутаты в Нарве вернутся в её ряды, причем генсек партии Михаил Корб уже заявил, что не исключает такого поворота событий. То есть всё вернётся на круги своя.  

Вот и получается, что русский политик в Эстонии поставлен в такие условия, что вынужден ради куска хлеба имитировать защиту прав и интересов русского и русскоязычного населения, и потому не может не стать жертвой «стокгольмского синдрома». Причём им уже страдает и русское и русскоязычное население.

Димитрий Кленский

Таллин, 22 августа 2018 года   

 

Обсуждение закрыто

ТОП-5 материалов раздела за месяц

ТОП-10 материалов сайта за месяц

Вход на сайт