Самым убедительным образом отвечает на этот вопрос известный русский писатель Захар Прилепинв своей авторской передаче «Уроки русского» на телеканале НТВ. Его последний урок №24 – «1941-1945. День, который приближали, как могли…». Распечатку этого урока и электронную ссылку на него предлагаю Вашему вниманию. Если Вы считаете нужным, как и я, то прошу распространять его среди своих знакомых, но прежде всего среди тех, кто живет на Западе, и особенно во властных структурах стран Евросоюза и англо-саксонского мира.
***
«Захар Прилепин. Уроки русского». Урок №24.
«Чего вы никак не угомонитесь?» – косятся на нас. Они просят нас покаяться за то, что они убили у нас 13 миллионов 700 тысяч гражданских людей. И мы об этом помним. Но я готов еще раз повторить для всех – они нас убивают. ВАС – нет, а НАС – да! Мы рождены для того, чтобы парад Победы повторялся из года в год и из века в век.
Урок 1. Праздник, который всегда с нами. 1941-1945. День, который мы приближали, как могли.
Они там, на Западе задаются вопросом: Чего мы так празднуем? Наверное, у нас милитаризм расцвел невиданными милитаристскими цветами, раз мы никак успокоиться не можем. «Бессмертные полки» у нас по всем городам идут, миллионы людей в них участвуют.
«Чего вы никак не угомонитесь?» – косятся на нас. Объяснение этому – простое. Может мы сами до конца не понимаем, но я попытаюсь рассказать. Рискну. Известно, что во Вторую мировую в той или иной степени было вовлечено 62 страны. При том, что на тот момент на Земле существовало 73 суверенных государства.
«Товарищи красноармейцы, краснофлотцы, командиры, политработники, партизаны и партизанки! На вас смотрит весь мир, как на силу, способную уничтожить разбойничьи орды немецких захватчиков». /Из речи Иосифа Сталина на Красной площади 7 ноября 1941 года. Youtube.com HistoryTVru./
В войну было втянуто около 80% всех людей, живущих на Земле в то время – один миллиард 700 миллионов человек. Но давайте теперь посмотрим вместе понесенные основными участниками войны потери. Общие демографические потери нашей страны за военный период составили 26 миллионов 600 тысяч человек. Из них потери вооруженных сил – 8 миллионов 668 тысяч 400 человек. Соотношение безвозвратных потерь армии Советского Союза и Германии с сателлитами составляют 1,3 к 1,0. А то нам тут лет 25 рассказывали всякие деятельные историки, что войну мы выиграли, завалив немцев трупами и, вообще, вопреки. Всё это – пошлая и бесстыдная ерунда. Мы много потеряли в самом начале. Это – первая причина. Потому, что напали на нас действительно вероломно. А вторая – нам пришлось больше наступать. Основные потери приходятся, как известно, приходятся на наступательные операции. Немцы наступали от Бреста, а мы наступали до Берлина. Теперь самое страшное – про гражданское население. Группа исследователей под руководством Кривошеева оценила потери гражданского населения Советского Союза в Великой Отечественной войне в 13 миллионов, 684 тысяч и 692 человека.
Складывается эта цифра из следующих составляющих. Истребленные на оккупированной территории или погибшие в результате боевых действий, от бомбардировок, артобстрелов и т.п. - 7 миллионов, 420 тысяч и 379 человек. Умершие в результате гуманитарной катастрофы – голод, инфекционные болезни, отсутствие медицинской помощи и т.п. – 4 миллиона 100 тысяч человек, в том числе 1 миллион человек в блокадном Ленинграде, погибшие на принудительных работах в Германии – 2 миллиона, 164 тысячи и 313 человек.
Потери мирных жителей Германии – в районе полутора миллиона человек. Чуть ли не в девять раз меньше. При том, что по количеству населения Советская Россия была в 2,5 раза больше. Но война-то проходила у нас не на всей территории, а в Германии – на всей. 13 миллионов, 700 тысяч человек. Что это означает? Они нас убивали целенаправленно, они нас убивали с бешеной скоростью, как самая мощная, самая деятельная, самая производительная машина смерти в истории человечества.
Кто-то тут на вас косится за «Бессмертный полк». Великобритания? Но Великобритания потеряла за всю войну 400 тысяч человек, из них мирных жителей – 92 тысячи и 673 человека. Меньше ста тысяч. Мне один мой английский знакомый – писатель, несколько снисходительно сказал «Как жы вы русские так воевали, что у вас потери такие огромные?» Я посмотрел на него и смолчал. Я не посчитал возможным отвечать, чтобы не сделать что-нибудь дурное в процессе ответа.
Но я готов ответить еще раз повторить для всех: ОНИ НАС убивали. ВАС – нет, а НАС – да. На стороне нацистского блока во Второй мировой находились, как вы все знаете, далеко не только немцы, которые теперь одни тянут лямочку самых виноватых. На их стороне были: Болгария, Венгрия, Италия, Румыния, Словакия, Хорватия, Финляндия и т.д. ОНИ НАС тоже убивали. Также за нацистов воевали коллаборационистские войска, созданные из числа жителей противоборствующих стран. Самые крупные из них являлись РОНА, РОА, дивизии СС, созданные из иностранцев. Например, норвежско-датские дивизии СС, по две, бельгийские, голландские, латышские, боснийские, албанские, французские дивизии СС. Кстати, в целом французов, воевавших на стороне нацистской Германии, в количественном отношении было больше, чем французов, сражавшихся в «Сопротивлении».
На стороне нацистского блока сражались добровольческие армии таких нейтральных стран, как Испания, Португалия и Швеция. И ЭТИ тоже НАС убивали. Я забыл, кто там сейчас косится и выражает недовольство, что у нас слишком большой «Бессмертный полк» и слишком страшный парад Победы. Может США? Но они потеряли триста тысяч человек, из них мирных жителей – 13 тысяч и сто. Франция потеряла 213 тысяч солдат и 412 тысяч гражданских. Бельгия в целом потеряла 88 тысяч человек. Австралия – 40 тысяч человек. Еще Канада 40 тысяч. Швеция потеряла 50 мирных граждан. Много потеряли в Китае, на Филиппинах, Индонезии, в Индии – миллионы. Меньше, чем мы, но много. Там участница нацистского блока Япония поработала. Японцев, надо сказать, никто не просит каяться за Вторую мировую. НАС все время просят, а МЫ ИХ – нет. Я даже знаю, почему? Потому что Япония после Хиросимы и Нагасаки, когда американцы одномоментно убили триста тысяч человек, разбомбив до этого еще 66 городов, где погибло еще 700 тысяч человек, вот после всего этого Япония капитулировала. А МЫ – нет, Мы не капитулировали. Более того, мы живем с таким видом, будто МЫ победили и внесли самый большой вклад в освобождение человечества от самого страшного зла.
Как недавно один умный человек сказал: «Мы не просто спасли Европу, мы спасли Европу от Европы». В Европе это многим не нравится. Они нас просят покаяться вовсе не за то, что у нас тут был плохой Сталин. Сталин был ровно такой, какого они заслуживали. Они просят нас покаяться за то, что ОНИ убили у НАС 13 миллионов 700 тысяч гражданских людей и МЫ об этом помним. МЫ помним, какие маньяки тут орудовали. Основные потери пришлись на первые три года войны. Грубо говоря, на первую тысячу дней. Значит, НАШИХ незваные гости убивали где-то 13 тысяч человек в день, только мирных людей – стариков, женщин, детей. 13 тысяч человек в день. Теперь они говорят, что-то ВЫ слишком назойливы с вашей памятью, с вашими парадами, с вашими павшими на портретах. Скромнее надо быть. ВЫ тут вообще не причем. Нет, МЫ – причем. МЫ родились от выживших. Если МЫ про это забудем, нас можно собрать в большой совок и выбросить в мусорную урну. Потому что МЫ перестанем быть людьми. Как ВЫ уже перестали быть однажды.
Еще много потеряли поляки. 5 миллионов 600 тысяч мирных жителей. Мы соболезнуем трагедии польского народа. Мы понимаем лучше всех, что это такое. Но только одного не понимаем: почему теперь польские гости в российских телестудиях рассказывают о том, что немецкая оккупация и советская оккупация, это – одно и то же. Мы что убили у ВАС 5 миллионов 600 тысяч человек? Лагеря у ВАС строили на миллионы людей и всех их истребили? Нет? А зачем тогда ВЫ так говорите – глаза ВАШИ бесстыжие?
Мы не только потеряли людей, родных и близких. Люди – самое важное. Но нельзя забывать, что пришедшие к нам, разрушили результаты нашего огромного труда. За годы войны на советской территории было разрушено 1710 городов и поселков городского типа, более 70 тысяч сел и деревень, 32 тысяч промышленных предприятий и разгромленных 98 тысяч колхозов. Материальный ущерб составил около 30% национального богатства Советского Союза. А в районах, подвергшихся оккупации, около 2/3. Для сравнения национальное богатство Англии уменьшилось лишь на 0,8%. США материальных потерь по существу избежали. Франция потеряла 1,5% национального богатства. Как только Людмила Улицкая недавно сказала: французы молодцы, что так вели себя во время войны – они сберегли своих.
«Мы все с лёгким таким, снисходительно так, относимся к французам – вот мы-то молодцы, а французы сдали немцам свою страну. Сейчас прошли годы… Париж стоит, французов своих уберегли на самом деле». /Программа «Цена Победы» на радиостанции «Эхо Москвы», 9 апреля 2016 года/.
Ну, да, и хозяйство своё сберегли и жизни. Это мы только не молодцы – всех погубили и всё разрушили. Нет бы, сразу сдаться. Не ясно, правда, кто бы тогда сберег Людмилу Евгеньевну? Может, французы, я не знаю. Кто-то, наверное, бы сберег. Но сберегли – мы, извините, так вышло. Если бы не сберегли, НАС бы всех убили. ВАС, может, и нет, а НАС – точно. Потому что это была война на уничтожение. Желающие нас уничтожить встали в аккуратную европейскую очередь и делали свою работу: 13 тысяч гражданских человек в день. Не считая солдат. Солдаты воевали, у них – честная солдатская смерть. Но зачем ВЫ так много убивали мирных людей? Скажите мне. Большинство из них были русские. Погибла огромная нормальная часть белорусов и малороссов, но, едва ли эсэсовцы различали там кого-то. Они убивали мирных русских. Военных убивали всех подряд – татар, дагестанцв, якутов, всех. Все воевали против фашизма и все гибли. Гибли и побеждали. Огромный вклад внесли армяне, казахи, узбеки. Простите все, кого не назвали – у нас сейчас более двухсот народов живет на территории страны. Общая цифра потери, не устану напоминать, 26 миллионов 600 тысяч человек.
Итак, Великая Отечественная почти в два раза превышает по количеству жертв Первую мировую, гражданскую и все репрессии вместе взятые. А ВЫ спрашиваете, откуда «Бессмертный полк», откуда такой парад? Просто мы помним всем своим существом не только сознанием, но костями и жилами, как выглядит самая большая в мире мясорубка. Многие предпочитают забыть по той простой причине – их в этой мясорубке не перемалывали. Или они того хуже – они сами ее и крутили. Ручки-то помнят – неприятно.
Ярче всего празднуют День Победы в Израиле, потому что вследствие Победы они выжили.
Фрагмент празднования Дня Победы из Израиля, Хайфа, 6 мая 2016 года.
Мы празднуем, потому что мы живы.
Урок 2. Пацифист Сталин.
На Ялтинской конференции во время приема Сталин говорил своему американскому коллеге Рузвельту и британскому, в широком смысле, коллеге Черчиллю:
«Я не знаю в дипломатии такого тесного союза великих держав, как этот, когда союзники имели бы возможность так открыто высказывать свои взгляды… Возможно, наш союз потому так прочен, что мы не обманываем друг друга. Я предлагаю тост за прочность нашего союза трех держав. Пусть он будет сильным и стабильным, и пусть мы будем, как можно более откровенны…» /Иосиф Сталин, февраль 1945/
Лукавил он? Ну, в самой малой мере. Но Сталин более чем кто бы-то ни было знал, какие последствия принесла война России. Он точно не желал конфликтов вообще никаких. Он хотел сильного и стабильного союза. Чтоб страна могла родить 26,5 миллиона новых граждан взамен закопанных по всей Евразии и восстановить 1710 городов и поселков городского типа, более 70 тысяч сел и деревень, 32 тысячи промышленных предприятий и 98 тысяч колхозов. Он словно заговаривал реальность, которая была ему очевидна. Просто не хотел войны, никакой, никогда, пока он будет жив.
В середине 1948 года комитетом начальников штабов США был подготовлен план /…/, который предусматривал применение 133 атомных бомб против 70 советских городов в первые 30 дней. Восемь бомб предлагалось бросить на Москву, семь – на Ленинград. В последующие два года войны на СССР следовало сбросить еще двести атомных бомб и 250 тысяч тонн обычных бомб. Мы что, угрожали им чем-то? Они прекрасно знали: ничем не угрожали. Тем не менее, средства массовой информации США постоянно публиковали сообщения о том, что ожидает СССР после начала военных действий. Отдельные СМИ прямо призывали к нанесению ударов по нефтепромыслам, по Донецкому бассейну и по промышленному району за Уральскими горами.
«Правительство СССР могло бы сотрудничать с правительством Соединенных Штатов Америки в проведении мероприятий, которые направлены на осуществление Пакта Мира и ведут к постепенному разоружению». /Иосиф Сталин. Интервью американскому информационному агентству «Интернешнл Ньюс Сервис»/
К разоружению – вот что! С той стороны были другие планы – тотальная пропаганда и антисоветская перезагрузка. С 1947 года начались постоянные пропагандистские аудиопередачи «Голоса Америки» на территорию СССР, на русском языке. С 1948 года на русском языке для советских радиослушателей стала вещать радиостанция Би-Би-Си. Темы было две. СССР представляет собой угрозу миру – первое. Вторая – хозяйство Советского Союза находится на грани краха – в стране формируется оппозиция тоталитарному режиму.
Прошло 70 лет с тех пор. Юбилей. Что-то изменилось? Ничего не изменилось.
Урок 3. Русофобский вандализм.
8 декабря 2013 года в разгар непрекращающихся беспорядков на Украине радикалы начали сносить памятники советской эпохи. Одним из первых стал памятник Ленину в Киеве, который свалили с постамента и разбили кувалдами. В городе Броды Львовской области сторонники новых киевских властей сняли с постамента памятник военачальнику Михаилу Кутузову. В городе Сумы у Вечного огня, зажженного на мемориале в память о героях Великой Отечественной войны, устроили мусорную свалку.
В польском городе /…/на юге страны частично демонтировали памятник бойцам Красной армии, созданный в 45-м году на месте братской могилы. С мемориала убрали все надписи на русском и советскую символику, которую в Польше считают тоталитарной. Городские власти утверждают, что приняли это решение после угроз неких патриотических организаций, пообещавших собственноручно разрушить монумент. На кладбище румынского города /…/ вандалы опрокинули 120 надгробий советских солдат и осквернили 29 могил. Эта карусель вандализма не останавливается. Что это такое, борьба с советским наследием? Как бы, не так. Они убивали наших предков – живых, теперь они убивают каменных, мраморных, бетонных, бронзовых. Это – вечное напоминание им о том, кто были ОНИ, и кто были МЫ.
Есть такие прекрасные стихи на эту тему. Автор – Станислав Куняев. Нзывается «Последний парад»
"Последний парад наступает..."Недавно в полночь я включил
приёмник —
Авось Войнович или прочий ёрник
Какую-нибудь гадость скажет мне,
Но слышу вдруг сквозь вьюги
и просторы
Гранитных монументов разговоры
Открытым текстом на простой волне.
— Ну как ты там томишься
возле Шпрее?
— А в Будапеште будто веселее:
Глумленье черни, крики, мокрый снег.
Мой постамент вчера облили краской,
Хотел я по толпе шарахнуть каской,
Да позабыл, что я не человек!
— Моя "тридцатьчетвёрка" недалече,
В соседнем государстве; слышу речи,
Чтобы продать её, а с ней меня!
Но как продать то, что не продаётся?!
А ведь нажми стартёр — и заведётся!
Хорош мотор! Надёжная броня!
Чего молчим? Мы здесь стояли долго,
Но срок присяги, памяти и долга —
Все проржавело! Слава не в чести.
Я слышу, митингуют возле Вислы.
Нам не нужны ни паспорта, ни визы,
Пора мою машину завести.
— Но что случилось? Мы же победили!
Что из того, что я лежу в могиле?
Я не покину этот постамент,
Пока Генералиссимус иль Маршал
Нам не прикажут отправляться маршем
Туда, где ждёт нас некий президент.
Донёсся голос из далёкой Праги:
— Минуло время славы и отваги,
Нас одолели, как на фронте вши,
Парламентарии да бизнесмены,
Нас предали на набережных Сены,
Где проданы все наши рубежи.
Айда домой! — От Вислы до Дуная
Аж застонала вся земля сырая:
— Прощайтесь с теми,
кто во мне лежат!
— Уже навек простите нас, ребята,
Коль в этом мире ничего не свято —
Тогда пошли!
— А где же наш сержант?
— Сержант в Берлине.
Он уйдёт последним.
Он на руках с дитём четырёхлетним.
Я знаю: он не хочет слушать нас.
Он брал Берлин.
Вот если маршал Жуков,
Чтобы сержанту не стыдиться внуков,
На отступленье даст ему приказ...
/…/
— Предупредите парня из Белграда,Там тоже дух кощунства и распада
Осилил славу... Помните, друзья,
Мы мёртвых выносили с поля боя,
Нам здесь не будет вечного покоя,
Нам оставлять здесь никого нельзя.
Тридцатьчетвёрки и сорокапятки
Пойдут за нами в боевом порядке,
Нам не пристало технику бросать,
Хоть слух прошел, а может,
люди брешут,
Что всю её на родине разрежут
И переплавят... Так-разэтак мать!
Ну, с Богом, в путь! —
...И тронулись солдаты!
Под ними простираются Карпаты,
В тумане тают Прага и Белград,
Тридцатьчетвёрки и сорокапятки
Ползут за ними в боевом порядке:
Последний начинается парад.
… Замрём на миг. Поклонимся брусчатке.
На ней ещё не стёрлись отпечатки
Подков породистого жеребца,
На коем маршал выезжал когда-то...
Могила Неизвестного собрата —
Ни имени, ни даты, ни лица...
… Всё кончено, и мы своё свершили.
Куда теплей лежать в родной могиле,
Чем выносить ветра и холода
В Берлине, Праге или в Бухаресте...
Ещё на миг мы остаёмся вместе —
И разошлись... Простимся навсегда.
. . . . . . . . . . . . . . . .
На родине весенние туманы,
И призрачные люди-великаны,
Как тени, растворяются вдали...
Закончилась большая эпопея.
Ни злобы. Ни восторга. Ни трофея.
А только влага да озноб земли...
Отличные стихи. Только последнего парада не будет. Не дождутся. Мы рождены дл того, чтобы парад Победы повторялся из года в год и из века в век. Это – НАШЕ предназначенье.