Заявление Президента США Дональда Трампа о признании Иерусалима столицей Израиля и его решение перенести туда американское посольство взорвало Ближний Восток. Да что там Ближний Восток – весь мир.
Первое. Для чего это сделано именно сейчас? Ответ на поверхности – Россия успешно решила проблему с ИГИЛ в Сирии и готова помочь в этом и Ираку. Сирийская проблема была создана по инициативе тех же США для дестабилизации ситуации на Ближнем Востоке с прицелом на усмирение Ирана. И вот найден новый способ взорвать этот и без того самый «горячий» регион в мире.
Как видно, США не хотят мира в любой точке Земного Шара, им нужна перманентная война чужими руками, чтобы осуществлять свою политику неоколониализма. Показательно, что против США, за исключением Израиля, «взбунтовался» чуть ли не весь мир, включая ведущие европейские государства и Евросоюз.
Второе. Портал rus.Delfi, ссылаясь на издание Deutsche Welle, приводит историческую справку о международном статусе Иерусалима. Вот она в изложении.
Резолюция ООН №181, принятая в 1947 году, предусматривала разделить Палестину на еврейское и арабское государства. При этом Иерусалим не должен был принадлежать ни тому, ни другому. Предполагалось передать город под международный контроль, а через десять лет – провести референдум о судьбе Иерусалима. Увы, этот план не был реализован.
В 1950 году Израиль провозгласил Иерусалим столицей и разместил правительственные учреждения в западной части города. В 1967 году в результате Шестидневной войны Израиль отвоевал восточную часть города, контролируемую Иорданией. На всей территории Иерусалима стали действовать законы Израиля.
В 1980 году израильский парламент объявил всю территорию города неделимой столицей Израиля, но Совет Безопасности ООН (резолюция № 478) не признал это. Организация освобождения Палестины в 1988 году объявила о создании государства Палестина со столицей в Иерусалиме.
Однако по сей день вопрос о судьбе Иерусалима оставался «за кадром», хотя мирный договор 1993 года предполагал заключение специального соглашения. Между тем 136 государств из 193 стран-членов ООН признают Иерусалим столицей Палестины.
Третье. Как быть, есть ли выход? СМИ на днях распространили заявление Генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша, который полагает, что окончательный статус Иерусалима должен решаться путем прямых переговоров обеих сторон на основе соответствующих резолюций Совбеза и Генассамблеи ООН. И так, чтобы итог устраивал и Израиль, и Палестину. Такое решение, даже в перспективе, кажется маловероятным. Но есть и другие идеи.
Любой, кто даже поверхностно знает историю этого региона мира, не может не оценить его всемирно исторического значения. Иерусалим – один из самых древних городов мира, ему около пяти тысяч (!) лет. Википедия сообщает: «В разное время городом владели Израильское государство, Иудейское царство, Вавилон, Персидская империя и имеприя Александра Македонского, Египет Птолемеев, Сирия Селевкидов. После еврейского восстания во II веке до н. э. на некоторое время было восстановлено Иудейское Царство, но уже в 6 году н. э. на месте него была провозглашена Римская провинция Иудея. Вслед за распадом Римской империи, Иерусалим отошёл к Византии. После этого город принадлежал арабским халифатам, крестоносцам, государствам Айюбидов и мамлюков, Османской и затем Британской империям, Иордании и, наконец, современному Израилю». Ну, чем не интернационал!
Более того! Иерусалим является святым для иудаизма на протяжении почти трех тысячелетий, для христианства – около двух тысяч, для ислама – приблизительно 1400 лет. Святым местом, общим для всех трёх религий, является Храмовая гора.
Известно, что, в частности, и она является постоянным источником трений и противоречий. А почему бы не добиться обратного?
В итоге. Почему не использовать исключительный для приверженцев трех религий статус Иерусалима, как место со святынями иудаизма, христианства и ислама? Иерусалим можно было бы по всеобщему согласию объявить столицей мирового сообщества, и сюда можно было бы перевести центральные учреждения ООН. Для этого штаб-квартиру ООН – официальные офисы основных рабочих органов этой организации в Нью-Йорке надо будет перевести в Иерусалим. Разумеется, это потребует дипломатических усилий и полное обеспечение мира в этом регионе. Но и сам факт расположения штаб-квартиры ООН в Иерусалиме стал бы определенным гарантом мира на Ближнем Востоке, и поднял бы авторитет мусульманского мира во избежание столкновения цивилизаций.
Что касается США, то они давно уже выражают свое пренебрежительное отношений к ООН, что, очень даже кстати, можно считать предпосылкой для освобождения Нью-Йорка от этой ведущей международной организации мира.