Я пишу эти строки поздним вечером 7 ноября. Инициирован вотум недоверия Рыйвасу, премьер уже получил эсэмэску главы соцдемов о прекращении сотрудничества, но окончательной ясности все-таки нет. Однако - предположим, что вот-вот возникнет новая коалиция: центристы, соцдемы, IRL. Мне кажется, это скорее плохие новости. Я объясню, почему.
Быть много лет в оппозиции скверно и тяжело. Особенно в такой оппозиции, в какой были центристы, которых демонизировали все кому не лень - и правящие партии, и СМИ. И то, что Центристская партия, несмотря на длительную демонизацию, сохранила свои позиции - сегодня у центристов в парламенте всего на одно место меньше, чем в 1999 году, плюс неколебимые позиции в Таллинне, - говорит очень обо многом. Конечно, заслуга это не только центристов, но и экономической политики Ансипа и Рыйваса, и их же политики, э-э-э... пусть будет «национальной», и вспыхнувшей от нее «бронзовой ночи», и много чего еще. Центристов можно было гнобить - и им можно было сочувствовать в том, что они не могут проводить в жизнь свою программу; каждый выбирал по себе.
Между овцой и волком
Вместе с тем быть много лет в оппозиции - это еще и своего рода преимущество. Ты превращаешься в вечного критика власти, может быть, искреннего, но все-таки дежурного, а также - и это главное - абсолютно свободного в высказываниях. Ты можешь говорить что угодно. Принимать несбыточные для данного конкретного государства программы. Ты волен забыть о том, что политика - это искусство компромисса. И еще о том, что компромисс овец с волками - а это суть любого компромисса при диковатом капитализме вроде эстонского - в принципе-то возможен, но чрезвычайно специфический.
И вот центристы близки к власти, как никогда за последние девять лет. Для них это момент, с одной стороны, радостный. А с другой - совсем наоборот: это момент, когда партия, точнее, ее верхушка переходит из мира мечты в политическую реальность. Но не одна, а в компании с партнерами по коалиции (пока что потенциальными). Тут действует простая арифметика: у центристов 27 мест в парламенте, и сформировать правительство большинства без реформистов они смогут только в связке с другими партиями: либо с соцдемами и IRL, либо с соцдемами, Свободной партией и EKRE, либо с IRL, «свободными» и EKRE, либо со всеми четырьмя этими партиями кучно.
Можно еще объединиться с реформистами, конечно. С теми самыми, которые всё это время центристов гнобили. В любом случае тут-то и начинается самое интересное. Вот-вот мы увидим истинное лицо центристов. Похоже оно на их маску, то бишь программу, о которой они говорили все эти годы, или нет?
Трагедия в том, что если истинное лицо Центристской партии окажется точно таким, каким оно нам представлялось, долго коалиция не продержится - если в принципе сложится. А если оно не такое, тогда и центристы перестанут быть центристами.
В сущности, это неизбежное последствие той самой демонизации и пребывания в жесткой оппозиции. Да, компромиссы в коалиции неизбежны. Но какие могут быть компромиссы, когда твоя партия отличается от других по самым принципиальным вопросам - тем, по которым овцы с волками не договорятся никогда?
Русский вопрос во весь рост
Откроем официальную программу Центристской партии, выложенную на ее сайте. В этой программе есть прогрессивный подоходный налог, на который никогда не согласятся ни Реформа, ни IRL. Соцдемы, боюсь, тоже: в 2012 году их партия предлагала ввести двухступенчатый подоходный, но для центристов, какими мы их знаем, это слишком малая перемена, а то, чего хотят центристы, - слишком большая перемена для соцдемов.
Есть еще вот что: «Базирующееся на европейских и общечеловеческих ценностях культурное, экономическое и экологическое сотрудничество с Россией будет содействовать демократии и усилению стабильности международных отношений... Нужно усиливать взаимодействие с органами правопорядка Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки...» По нынешним временам сложно придумать что-то более еретическое. А есть ведь еще договор с «ЕдРом», о котором в ажиотаже после свержения Сависаара все позабыли - но это, уверяю, очень временно.
А гражданство? В центристской программе нет ничего про нулевой вариант. Там обтекаемо говорится, что центристов заботит число неграждан - и что решать проблему надо «европейскими методами». Опять же, для IRL и Реформы любое изменение принципов получения гражданства - кинжал острый. Соцдемы, да, несколько лет назад пытались делать что-то в этом направлении, но крайне робко - и это было до Крыма, Донбасса и жуткого страха перед «пятой колонной» в виде сами понимаете кого. Свободная партия и EKRE? Не смешите мои тапочки.
А русские школы? В программе центристов русскоязычное образование идет ведь отдельным пунктом, причем четко сказано, что партия обеспечит «сохранение качественного русскоязычного общего и профессионального образования». Готова ли переиграть перевод гимназий на эстонский язык обучения хоть одна из представленных в парламенте партий - кроме центристов? Давайте прямо ответим: не готова.
Ну а если по всем этим пунктам центристы достигнут с партнерами какого-то компромисса - либо сохранят всё как есть, либо договорятся о мелких шажочках там, где призывали к семимильным, - чего будет стоить их программа? В частности - чего она будет стоить для русского избирателя? Для левого избирателя? Если центристы окажутся почти такими же, как Реформа, как соцдемы (в которых от «социального» одно название), IRL (правее которых только Тэтчер и Рейган), как Херкель или как, не к ночи будь помянут, Март Хельме, - что толку от таких центристов?
Хотят ли богатые перемен
Дело ведь не в центристах, дело в среде: эстонская элита напрочь, просто катастрофически не готова к тому, чтобы следовать центристской программе. Впрочем, готовы ли к этому сами центристы - тоже вопрос (и дело не в Сависааре и Ратасе как таковых, дело в готовности партийной верхушки отстаивать партийную же идеологию), но в предложенных обстоятельствах ответ на него, боюсь, неважен. Даже если готовы, прочая элита сделает всё, чтобы призрак более социального государства остался всего лишь призраком, чтобы коалиция или не реализовалась вовсе, или реализовалась, но в самом безобидном виде. Отчасти потому, что элите социальная страна невыгодна (чтоб богатые платили больше налогов? смеетесь?..), отчасти - потому, что в головах элиты отродясь не ночевало ничего, кроме праволиберальных концепций.
Которые, к слову, и завели Эстонию в экономический и прочий тупик. Но выбраться из него, извините, никак - в ближайшие годы по крайней мере; слишком уж сильно элита демонизировала центристов, а с ними и социальные идеи, и местных русских тоже; слишком долго доверчивому населению внушалось, что шагать нужно только правой, а кто шагает левой, тот агент Кремля и его же рука и нога. То, что страна заведена в тупик, как ни ужасно, не означает еще, что кто-то из местной элиты готов ради выхода из тупика придушить собственную веру в правый консерватизм, он же - сладкое экономическое ничегонеделание.
Это и есть классический первый признак революционной ситуации по Ленину: верхи не могут править по-старому.
Второй признак - «низы не хотят». Но с этим у нас все в порядке, правда? Низы - хотят. Или не против. Или им все равно. В крайнем случае низы помоложе свалят в Европу или Россию, а низы постарше стиснут зубы и с божьей помощью проживут на имеющуюся пенсию. Как там у Гашека: «Никогда так не было, чтоб никак не было. Всегда так было, что как-нибудь да было!» И как-нибудь уж будет тоже. Апатия населения, помноженная на страх перед "пятой колонной", в немалой степени - заслуга тех же реформистов и их подпевал, тех же СМИ. Это насколько апатичными нужно быть, чтобы вообще терпеть Рыйваса в качестве премьера?
Но если развивать апатию населения годами, тому и правда станет все равно. Местная элита никогда в этом себе не признается, но если посмотреть непредвзято, происходящее в политике Эстонии мало чем отличается от происходящего в политике России. Там тоже часть людей давно потеряла надежду на перемены, а часть этих перемен не хочет ни за какие коврижки.
Хорошо бы мне не оказаться пророком, но я очень боюсь, что происходящее не сулит нам ничего хорошего. Мы, попросту говоря, рискуем разочароваться в последней партии, которая говорила до сих пор хоть какие-то правильные - с точки зрения экономики, например, - вещи. Остается пожелать центристам стойкости, хотя стойкость эта - верный путь обратно в оппозицию.
P.S. Пока я это писал, успела взять слово министр образования, реформистка Марис Лаури: «Чего мы надеемся добиться? Ступенчатого подоходного налога? Подоходного налога на предприятия? Договора о сотрудничестве с путинской Россией?.. Возвращения русскоязычного образования и двуязычия?» Во-во. Это правильный вопрос, и ответ на него может быть горьким для нас, низов. Ничего этого верхи, их большинство, не хотят. И не захотят в обозримом будущем.