Жила-была эстонская демократия. Росла, крепчала, горя вроде как не знала – и вдруг случилось страшное. Премьер-министр и глава правящей партии ничтоже сумняшеся указал, что должна сделать другая, оппозиционная партия, чтобы стать рукопожатной. «Тут и сел старик».
Таави Рыйвас учудил вновь. В четверговом эфире Vikerradio он сообщил почтеннейшей публике, что у Центристской партии, несмотря на всю глубину ее падения, есть шансы стать рукопожатной, то есть войти в коалицию. Для этого, пишет портал rus.err.ee, центристам надо всего лишь:
а) избавиться от пристрастия к коррупции;
б) изгнать Эдгара Сависаара и Яну Тоом из своих рядов;
в) занять критическую позицию в отношении России.
Тут всё от него зависит
С пунктом (а), думаю, никто спорить не будет, и я тоже. С одной оговоркой: от пристрастия к коррупции хорошо бы избавиться всем партиям ЭР, в том числе партии, возглавляемой Таави Рыйвасом: вспомним скандал в Таллиннском порту, например. Вообще странно думать, что центристы отличаются на поприще коррупции как-то иначе, чем любые дорвавшиеся до власти люди.
А вот пункты (б) и (в) – из серии «приплыли». Гражданин Рыйвас, судя по этому его интервью, возомнил себя барином, который волен ставить условия другим партиям и откровенно их шантажировать. Эдак вальяжно, с интонацией кузнеца Степана из «Формулы любви» – «Тут всё от мене зависит!..» – премьер-министр указывает, кого и откуда надо убрать и что надо говорить и думать, чтобы реформисты приняли центристов в свой клуб.
Ну то есть – не приняли даже, а всего лишь допустили возможность общей коалиции. Правда, рядышком Рыйвас сообщает, что менять правительство в ближайшем будущем было бы близоруко. Действующая коалиция, чтоб вы знали, работоспособна настолько, что дотянет и до выборов 2019 года.
Понятно, что всяк кулик хвалит свое болото и хочет сохранить свою немаленькую зарплату и прочие блага. Из чего следует любопытный для центристов вывод: если даже они немедленно выпнут Сависаара и Тоом и твердо заявят, что Крым – украинская территория, оккупированная российским диктатором, во власть их вот так сразу никто не пустит. Благодарность реформистов будет безграничной, но в пределах разумного: суперприз в этой игре – привилегия поручкаться с гражданином Рыйвасом.
Визит, но не дамы
Услышав вчера рыйвасовское интервью, я сначала не поверил своим глазам. Эстонский политический истеблишмент сказал и сделал немало такого, что в Европе говорить и делать, мягко говоря, не принято. Но тут – тут пробито очередное дно.
Критиковать чужие взгляды при демократии – нормально, особенно если ты при этом не выходишь за рамки приличий. А вот шантажировать другие партии тем, что, мол, мы вас не пустим во власть, если вы не измените своих взглядов, – не демократия ни разу. То есть – как частное лицо Рыйвас волен говорить что угодно, но как премьер-министр он обязан, если уж считает себя демократом, придерживаться норм поведения приличного демократического общества.
Я не припомню, чтобы хоть один политик в устоявшихся демократиях вел себя подобным мафиозным образом. Именно мафиозным. Есть такая знаменитая криминальная драма режиссера Сэма Пекинпа – «Принесите мне голову Альфредо Гарсия»; она начинается с того, что мексиканский политик предлагает миллион долларов тому, кто принесет ему голову жиголо, от которого забеременела его дочь. В случае с Рыйвасом вместо миллиона долларов у нас – участие в коалиции (подозреваю, в денежном эквиваленте это почти то же самое). Суть одна: Рыйвас дает сигнал – принесите мне головы Эдгара Сависаара и Яны Тоом, и я буду к вам милостив!
Замечательно и то, что наш премьер-министр планирует избавиться от двух политиков чужими руками: полноте, он не «заказывает» Яну и Эдгара, он всего лишь рассуждает вслух, его слова никого ни к чему не обязывают! Тут вспоминается пьеса Фридриха Дюрренматта «Визит старой дамы» – многие видели поставленный по ней фильм «Визит дамы» Михаила Козакова. Пожилая миллионерша возвращается в родной городок и объявляет, что озолотит его жителей, если умрет ее когдатошний любовник, из-за которого она пролила немало слез. Жители городка, понятно, возмущаются, но втайне надеются, что кто-нибудь намеченную жертву все-таки порешит, мечтают о богатстве, залезают в долги – и в финале, посовещавшись, приводят «приговор» в исполнение...
Мотивы показные и истинные
Я бы еще понял, если бы Сависаара и Тоом уличили в подготовке госпереворота, или они кричали бы на всех углах, что Эстонии следует войти в состав Российской Федерации, или устраивали бы факельные шествия, напоминающие шествия нацистов в 1930-х (вот как некоторые не так давно устраивали – не будем показывать пальцем). На крайний случай – суд признал бы их виновными по делу о коррупции. Но даже этого нет. Чем обернутся подозрения в деле Сависаара – неясно, а Яне Тоом и вовсе никто ничего не инкриминировал.
Формально гражданину Рыйвасу всего лишь не нравятся их взгляды. И отношение их партии к России. Что партия, мягко говоря, не его, а чужая – не беда. Такую неприязнь испытывает гражданин Рыйвас к этим взглядам, что намекает: с ними во власть – ни-ни. Хотя чем грозит Эстонии, например, налаживание экономического сотрудничества с РФ – кроме возникновения столь нужных нам новых рабочих мест – неясно.
Можно спорить о том, чем именно реформистам не нравятся центристы на самом деле: то ли и правда позицией в отношении РФ, то ли тем, что центристы сделали (вынуждены были сделать – по итогам апреля 2007 года) ставку на русского избирателя. Когда реформисты создавали предпосылки для «бронзовой ночи», они, конечно, этого и хотели – маргинализовать центристов в глазах эстонского избирателя. Теперь следует время от времени раздувать эти угли, чтобы избиратель реформистов не забывал, кто тут его главный враг.
Но вот истинные мотивы гражданина Рыйваса, вещающего о том, что от Яны и Эдгара центристам надо избавиться, ясны и последнему ежу Эстонской Республики. Достаточно вспомнить про итоги выборов 2015 года. Сависаар и Тоом вошли тогда в тройку самых популярных политиков, набрав 25 и 11,5 тысяч голосов соответственно и заняв первое и третье места. Второе место занял некто Таави Рыйвас – 15,8 тысяч голосов. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять: наш премьер-министр избавляется от конкурентов.
Среди этой смертной любви
Боюсь, правда, что эффект будет обратный. Избирателю вряд ли понравится политик, который ведет себя как крестный отец: «Этих – убрать!..» Особенно избирателю незашоренному.
Далее, как подметил Николас Нассим Талеб в «Антихрупкости», наши репутации в глазах третьих лиц напрямую зависят от того, люди какого калибра считают нас своими... не друзьями, нет: врагами. Когда премьер-министр публично борется с евродепутатом Яной Тоом, это многое говорит нам о том, какой ужасной угрозой для себя и партии он считает эту женщину. Выводы каждый сделает сам.
Кроме того, Таави Рыйвас, явно того не понимая, поставил в идиотское положение крыло центристов, которое и правда не прочь отречься от двух предположительно черных овец в своем белом-белом стаде. Промолчи он – глядишь, и сбылась бы его мечта. А сейчас, если Майлис Репс и Кадри Симсон расправятся с Сависааром и Тоом, они покажут всей республике, что пляшут под реформистскую дудку.
Боюсь, это последний мессидж, которым Репс хочет осчастливить своего и без того запутавшегося во внутрипартийной борьбе избирателя. Так что очень может быть, что Рыйвас сплотит центристов вместо того, чтобы разобщить их. Но даже если и не сплотит, свобода действий лагеря Репс теперь ограничена: надо ведь как-то сохранять лицо.
Подозреваю, что среди реформистов уже нашлись или еще найдутся люди, которые разъяснят гражданину Рыйвасу смысл поговорки «молчание – золото». Или не найдутся?.. Но это, я считаю, их внутреннее реформистское дело. Как и борьба центристов меж собою – внутреннее дело их партии. Я повторю то, что написано на блоке Берлинской стены: «Господи! Помоги мне выжить среди этой смертной любви».