В этом году исполнилось 100 лет с тех пор, как в Эстонии была добыта первая тонна горючего сланца. Юбилейный год является хорошим поводом подвести итоги, посмотреть, что сделано и что ещё предстоит сделать. Поскольку сланец является сырьем для двух крупнейших эстонских предприятий - Нарвских электростанций (НЭС) и завода масел и сланцехимических продуктов «Enefit» , нас в этой статье будут интересовать прежде всего проблемы экологии, связанные с производственной деятельностью данных предприятий.
Хорошим примером успешной борьбы за чистоту воздуха, которым мы дышим, является снижение за два последних года фирмой «Enefit» более чем в три раза выбросов в атмосферу газа SO2.
В 2014 г. Русское Академическое Общество (РАО) Эстонии в г. Кохтла-Ярве провело Международную научно-практическую конференцию на тему: «Проблемы рационального использования отходов переработки горючих сланцев». На этой конференции активно обсуждались экологические проблемы Северо-Востока Эстонии, связанные с терриконами сланцевой золы, образованными за многие годы деятельности НЭС и Enefit. В докладах и дискуссиях было отмечено, что главной проблемой Ида-Вирумаа являются зольные отвалы. Объем этих отвалов за полвека достиг 100 млн. тонн и продолжает расти более чем на 6 млн. тонн в год, ухудшая характеристики плодородия земель, качества воздушной среды и питьевых вод, заражая водоносные горизонты в 10 волостях Ида-Вирумаа.
Ученые РАО неоднократно призывали не откладывать борьбу с причинами разрушения окружающей среды сланцевыми шахтами, отходами сланцехимических заводов и сланцевых электростанций. Пассивность в этом вопросе грозит необратимыми процессами, и это при том, что сланцевая золя является ценным материалом, так сказать – полезным ископаемым Эстонии.
Однако, сегодня из 6 млн. тонн золы, производимой в стране ежегодно, используется не более 3-4 %, в основном в строительной индустрии и в производстве цемента и бетона. В сельском хозяйстве Эстонии сланцевая зола применяется главным образом для нейтрализации кислотности почв. В последнее время её весьма эффективно стали использовать также при выращивании и посадках хвойных деревьев. Известно, что ряд редкоземельных металлов, остающихся в золе способствует росту растений.
Правление РАО обращалось в ряд руководящих инстанций (в министерство сельского хозяйства, в министерство экономики и коммуникаций, в министерство окружающей среды, к руководству Ээсти Энергия и VKG Oil) с предложением рассмотреть инновационный проект (авторы Р.Рафальский и А.Кустов) переработки сланцевой золы для получения биологических удобрений и почвогрунта. В основе проекта лежит использование явления «энергоинфузиологии», открытого известным эстонским ученым – изобретателем Йоханесом Хинтом. Почвогрунт получается при одновременной обработке минерального (зола) и органического (торф) сырья в дезинтегрирующих аппаратах Й.Хинта. Почвогрунт имеет хороший экспортный потенциал. Это страны Балтии, Россия и страны с поливным земледелием, такие, как Китай, африканские страны, арабские страны и др.
Следует заметить, что использование данной инновационной технологии имеет, помимо экономического, ещё и экологический эффект из-за частичной замены складирования золы в отвалы и уплаты за это штрафов - на ее переработку в полезный продукт - почвогрунт. По проведенным расчетам, экономически оправдывает себя создание достаточно крупного производства, обеспечивающего себестоимость продукции не выше аналогов. Эта задача по плечу только крупным фирмам при поддержке со стороны государства.
К сожалению, из всех инстанций мы получили отрицательный ответ. Если обобщить все отказы, мотив один - сланцевая зола причисляется к «опасным радиоактивным отходам». Однако как утверждает руководитель службы охраны окружающей среды концерна Eesti Energia Тынис Меристе, во многих других странах, которые используют фоссильные (образованные из остатков органических материалов) виды топлива, таких как Германия, США, Голландия, Испания, Польша или Финляндия, сланцевая зола радиоактивной не считается. Наоборот, её рассматривают как ценное сырье.
Например, применение сланцевой золы только в строительстве заметно сберегает использование в Эстонии цемента, известняка, глины и песка (полезных ископаемых Эстонии), что также положительно влияет на экологическую обстановку в стране.
Еще одна грань, которую следует отметить - это то, что зола содержит ряд ценных и полезных редких элементов (фосфор, калий, магний, цинк, кадмий, хром, никель, свинец и др.), выделить которые современные нанотехнологии позволяют сегодня значительно дешевле, чем прежде.
Наше предложение – обратить внимание общественности и особенно инвесторов на то, что Эстония сидит на мешке с золотом, но, к сожалению, воз и ныне там.
В. Григоренко, д.т.н. профессор, зам. председателя правления Русского академического общества, Таллин, Эстония