Я согласна с теми, кто говорит, что идя на союз с Анкарой, Европа предает свои убеждения. Более того, я уверена, что данное соглашение, если его одобрит Совет ЕС, проблемы беженцев не решит, но поставит Европу в зависимость от крайне непредсказуемого "партнера".
Итак, согласно проекту соглашения турки будут добросовестно ловить беженцев, нелегально пересекающих греческую границу; беженцы будут жить в лагерях на турецкой территории и в хороших условиях, все благодаря европейской помощи; турки будут принимать "нелегалов" из Греции. Пойманных "нелегалов" можно будет менять на "легальных" беженцев из лагерей по формуле 1 к 1. За это Турции предложат 6 миллиардов евро и безвизовый въезд в ЕС уже этим летом. Более того, должны возобновиться переговоры о вступлении Турции в Евросоюз.
Соглашение с Турцией базируется на нескольких спорных предположениях.
Во-первых, Турция якобы способна обустроить беженцев без больших проблем, хотя все последние годы это не удается европейской Греции.
Во-вторых, считается, что турки не будут злоупотреблять схемой обмена "легалов" на "нелегалов" - на самом деле, они смогут заявлять европейцам любое число, исходя из своих политических или экономических интересов.
В-третьих, Турция вдруг стала "безопасной страной", куда можно высылать всех беженцев, даже курдов. И это в условиях гражданской войны в части страны!
В-четвертых, мне непонятна уверенность авторов соглашения, что поток беженцев может проходить только через Турцию и что его не смогут опять перенаправить через ту же Италию или Испанию.
В-пятых, откуда такая уверенность, что безвизовый режим не станет подспорьем для "нелегалов" с учетом коррумпированности турецких чиновников? В самом деле, трудно ли достать турецкий паспорт?
Почему я считаю Турцию ненадежным партнером? Это уже не первая попытка договориться с Турцией по вопросу беженцев. Однако турки довольно легкомысленно относятся к уже достигнутым соглашениям. Кроме того, сама проблема беженцев в ее нынешнем виде была во многом создана самой Турцией. Очень многие эксперты уверены, что Эрдоган использовал беженцев для шантажа Евросоюза, и не без успеха. Более того, к организации нелегальной доставки беженцев в Грецию явно приложили руку турецкие спецслужбы.
Наконец, почему я уверена, что, заключая это соглашение с Турцией, Европа предает свои ценности?
Фактически мы говорим о том, чтобы заново открыть переговоры о вступлении в ЕС со страной, которая преследует независимые СМИ, жестко наказывает за публичную критику властей, которая развязала на своей территории настоящую войну против курдского меньшинства. Я, конечно, понимаю, что военная операция против курдов широко в немецкой прессе не освещается, но не верю, что о ней не информировано высшее политическое руководство Германии - главный лоббист соглашения с Турцией. В любом случае, получается, что приглашение в ЕС получила страна, которая не то что не соответствует определенным критериям членства в Союзе, но, напротив, где ситуация с демократией и правами человека быстро ухудшается.
Поэтому я не удивлена, что в среду на дебатах все политические группы Европарламента, исключая разве что народников, в целом скептически отнеслись к проекту соглашения.