Drang nach Osten - натиск на восток! Казалось бы – давно забытый немецкий термин. Его авторство приписывается императору Священной Римской империи Фридриху Барбароссе, правившему почти тысячу лет назад. Он означал подчинение племён, живших на востоке, прежде всего славян. Но времена меняются, и потомки Барбароссы начали всерьёз бояться обратного натиска. О том, куда на самом деле направлен этот наш drang, поговорим позднее. Для начала – о делах наших скорбных.
Последние дни ознаменовались целой серией публичных выступлений весьма влиятельных фигур. Самое последнее – министра иностранных дел Сергея Лаврова на ХХII сессии Совета по внешней и оборонной политике (СВОП). Он говорил много интересного при включённых телекамерах. Но, оставшись наедине только с членами СВОП, рассказал на условиях абсолютной конфиденциальности о взаимоотношениях с Украиной вещи вовсе сенсационные. «Обет молчания» не даёт права говорить о них. Но все отметили, что министр ни разу не упомянул правительство, членом которого он является, и его руководителя. Подчёркнуто – только о президенте. И в этом заключается общий настрой политической верхушки, которая оказалась в очень непростой ситуации в связи с событиями на Украине и режимом санкций. Невооружённым глазом видно, что наверху готовится смена ориентиров: во внешней политике и экономике.
В этом смысле любопытно заявление экс-министра финансов Кудрина о том, что правительство Медведева не способно справиться с экономическим кризисом. Мало того, западные источники утверждают, что министр экономического развития Улюкаев будто бы имел разговор с президентом на тему «как отбить санкции?» и ничего ответить не смог. В ответ получил задание разработать план действий на ближайшие 10 лет.
Очевидно, что вариантов ответа два. Либо поднимать экономику через ряд экономических мегапроектов, используя госкорпорации в качестве локомотивов развития. Либо наоборот – либерализовать экономику, дав полную свободу действий малому и среднему бизнесу. Самого Медведева в этом дискурсе не просматривается.
Одним словом, вокруг президента Путина разворачивается нешуточная борьба. Число желающих столкнуть Медведева с пьедестала растёт каждый день. Чрезвычайно активизировались помощники президента академик С. Глазьев и экс-министр экономики А. Белоусов. Второй менее публичен, но, как говорят, режет правду-матку в глаза президенту и вот-вот лишится должности как раз по этой причине.
Говорят, что он разругался со всеми лоббистами, давними знакомыми и даже друзьями президента. Они уговаривают Путина распечатать «Фонд Национального благосостояния» для решения проблем своих госкорпораций. Все жаждут денег в условиях действия против них западных санкций. А Белоусов против. Из-за этого он имеет много шансов поменять место работы. Одним из вариантов является крупный госбанк.
Во всяком случае, после обращения президента к Федеральному собранию 4 декабря можно ждать если не смены всего правительства, то уж, как минимум, обновления его финансово-экономического «блока». Впрочем, и на этот раз всё может оказаться не более чем вознёй под ковром, результатом которой станет «пшик». То есть всё останется по-старому.
Но варианты «для обсуждения» продолжают множиться. Говорят, что руководителю Сбербанка Г. Грефу предложено стать представителем президента России по связям с международными финансовыми организациями. Но оставить денежный Сбер не так-то просто. Много говорят и о Татьяне Голиковой. Работа в Счётной палате хоть и почётная, но не позволяет развернуться в полную финансовую силу. Её мечта тоже известна – вернуться в Минфин на самый верх.
Одним словом, все чего-то хотят и предполагают, а наш бог располагает. Путина даже американцы через голосование в одном из журналов признали круче своего президента аж в три раза. До того ли ему – разбираться в мелкой возне страждущих бюджетных денег и должностей? Он смотрит дальше, за горизонт. Туда, где восходит солнце. На Восток.
Первой это заметила и проанализировала центральная партийная газета КНР «Жэньминь жибао». Все ближайшие дипломатические усилия Кремля направлены именно туда. Путин только что встречался с президентами Индонезии, Малайзии. Одновременно готовится визит в Москву президента Северной Кореи Ким Чен Ына. Заканчиваются три года траура после смерти его солнцеподобного отца, и товарищ Ын сможет приехать на бронепоезде в Москву. Но не это главное.
В. Путин только что встречался с генсеком компартии Вьетнама. Страна очень хочет в Таможенный союз. Уже в этом году запланированы визиты президента в Индию, Узбекистан и Турцию. Два раза в этом году он уже побывал в Китае. Вёл переговоры с премьер-министром Японии, готовится весной следующего года посетить Токио. На очереди – даже Пакистан.
Много говорили о недавнем визите министра обороны С. Шойгу в Китай. Но почти ничего о том, что после Пекина он прибыл в Исламабад (Пакистан), где договорились о значительных поставках туда российского современного оружия. И это – сенсация.
Западная пресса совсем недавно издевалась над «восточной» политикой Кремля. В Берлине и Вашингтоне считали её не более чем жестом отчаяния брошенного вассала. За последние дни многое поменялось. В европейской прессе Кремль стал изображаться «хищным животным», устремившим горящий взор на Восток.
Западу остаётся любоваться другой частью его тела. Противоположной.