Недавно отличающийся особым общественно-политическим трезвомыслием медиаэксперт Виталий Белобровцев убедительно развенчал «патриотичность» истерики, возникшей в Эстонии в связи с решением России реализовать проект «Спутник» – начать вещание в 34 странах мира на тридцати языках, в том числе в Эстонии и на эстонском языке.

Вместо ура-патриотических стенаний о новой угрозе восточного соседа медиа-эксперт предлагает: «Не заниматься лечением последствий русофобии, а начать менять отношение к местным русским на всех уровнях государства и общества. Чтобы люди увидели и поняли – действовавшая два десятка лет внутриполитическая парадигма меняется». Ибо: «Ну, не идиоты местные русские… знают, что их никогда не пустят к управлению страной, не то что к управлению – к обсуждению на государственном уровне вопросов, касающихся этих самих "понаехавших"»…

Но в дополнение к этому хотелось бы конкретизировать предложенный Белобровцевым рецепт – «менять отношение к местным русским на всех уровнях государства и общества». Конечно, можно и нужно радоваться любому, даже мизерному шагу навстречу эстонских властей и общества, например, недавнему решению объявить в день православного Рождества каникулы в школах и гимназиях с русским языком обучения. Впрочем, и тут возникает вопросик: а как быть русским и русскоязычным православным детям, которые учатся в эстоноязычных школах? Есть и большой вопрос: у нас до сих пор не возвращена православным приходам Эстонской православной церкви (Московский патриархат) их довоенная недвижимость, в силу чего они молятся в собственных храмах, но сданных государством им в аренду.

Америка нам поможет! А нам это надо?

С одной стороны, как говорится, и на том спасибо. Для начала и это – положительный шажочек к межэтнической терпимости. С другой, прошло 23 года с восстановления независимости Эстонии. Так сколько ещё времени займёт такая «милостивая» политика в отношении русских и русскоязычных жителей? Лично я не настроен столь оптимистично, как Виталий Белобровцев, который согласен с профессором Александром Астровым в том, что «… внутриполитическая парадигма меняется… не под внешним давлением, а изнутри». Ибо: «Не американский генерал поставил нам условие: сделайте так, чтобы внутренний климат у вас в стране был безупречным, иначе 5-я статья Вашингтонского договора не про вас. А мы сами поняли, что надо делать…»

Но откуда такая информация о непричастности США? Источник не указан. С таким же успехом я утверждаю обратное. Более того, уверен, что как раз американцы советуют Эстонии смягчить этническую дискриминацию (увы, и это приходится доказывать). США знают не только, как способствовать общественному недовольству и использовать его в своих целях (как на Украине и в мусульманских странах), но и то, как предупреждать возможный хаос, «русский бунт» в американизированной Прибалтике, которая практически уже стала протекторатом США.

Не надо приуменьшать их опыт и роль в контроле над другими государствами мира. Вот в той же Эстонии пока наблюдаются скромные симптомы русофонии, но всё это – одновременно с растущей оголтелой антироссийскосттю. Это – стратегия, до которой эстонские власти сами бы ещё не додумались, тут очевидна рука Вашингтона и НАТО. В этом проглядывается двуединая задача – очернять Россию и заигрывать с местными русскими и русскоязычными жителями. Цель – отторгнуть, отвратить их от России и обратить в протестантскую, северо-атлантическую «веру».

Один за всех, все за одного. Но когда?

Но есть ли у Запада надежда на успех? Сомнительно. Да и не верю, что эстонцы смогут наладить, даже налаживать диалог, со всем неэстонским населением, если вокруг – тотальная дискриминация. Разумеется, исключение составляют русские и русскоязычные коллаборационисты. Согласитесь: жить с дискриминацией, мило улыбаться друг другу – лицемерно и пошло. Это тоже самое, если бы начальство концлагеря разводило дружбу с его обитателями.

Увы, и это – не всё. Две основные языково-этнические группы столь разные (история, религия, алфавит, традиции, ментальность, для многих – соседство с Россией, второй родиной), что нас теоретически ещё мог бы объединить эстонский язык (keel), но никак не мировоззрение (meel). Эстонец ориентирован на Запад, неэстонец – на Восток. Протестант живёт по принципу «Как жить?», славяне – «Зачем живём?»

Это отрицать – значит одобрять ассимиляцию, а её насильственные формы осуждены ООН. Поэтому попытки интегрировать, переплести, консолидировать эстонское население с русским и русскоязычным равнозначно навинчиванию на болт с дюймовой резьбой гайки – с метрической. Сделать это можно, но только сломав, и то, и другое. Между тем выход есть, возможно, тоже не совсем простой, но всем очевидный и ясный.

Яснее не бывает. В Эстонии надо узаконить равноправие всех постоянных жителей, чтобы они все (все!) были равны перед Законом, и чтобы Закон был для них один (один!).

И вот, ключи к решению этой задачи, действительно, находятся в руках самих эстонцев.

Источник

Обсуждение закрыто

ТОП-5 материалов раздела за месяц

ТОП-10 материалов сайта за месяц

Вход на сайт