Информагентство «Россия сегодня» запустило международный бренд «Спутник». Это мультимедийные центры, контент для которых будет производиться в 130 городах 34 стран. В каждом центре предусмотрена радиостанция, сайт, агентство новостей и пресс-центр. Вещание - на 30 языках, среди которых перечислены также эстонский и латышский, но нет литовского, что наводит на размышления.
После этой новости эстонский медийный ландшафт тут же превратился в восточный базар. «Спутник» показывает, что инфовойна стала столь серьезной, что прокремлевскими пытаются сделать уже и эстонцев, заявляет один из руководителей ERR.
«Целевая аудитория таких передач – сами их создатели», - уверен историк Давид Всевиов.
«Развитие контрмер против антизападной информационной войны, развязанной Россией – это дело всей Европы, чего, к сожалению, еще не понимают и в Брюсселе», - заявляет евродепутат Марью Лауристин. В то же время господин Йыэсаар из национального телерадиовещания заявляет буквально следующее: «И Европа наконец начинает понимать, что деятельность России не мирная и информационная, что она занимается мощной пропагандой и информационной войной».
Ну и до кучи упоминание ведущими утренней программы радио KuKu, дескать, скоро российское телевидение заговорит по-эстонски. Откуда взяли – бог весть.
«Спутник» над миром
В чем же собственно дело-то? Думаю, ничего неожиданного не произошло. Запуск «Спутника» - это логичное продолжение путинской доктрины двухполярного мира. Двадцать лет существовал построенный США однополярный мир, теперь президент России выстраивает второй полюс. А что делает крупная держава в информационном пространстве? Она распространяет свою информацию по всему миру, вспомним хотя бы CNN или BBC.
Отсюда и действия Кремля – мировая держава Россия также должна распространять свою информацию по всему миру. Мы, правда, называем эту информацию пропагандой, и они считают западную информацию пропагандой. Telling the untold («Говорим об умалчиваемом») - девиз «Спутника». А цель - «охватить аудиторию, уставшую от навязчивой пропаганды однополярного мира», сказал гендиректор «России сегодня» Дмитрий Киселев.
Очередной всплеск эмоций в эстонском инфопространстве объяснить можно исключительно нашей беспомощностью как-то реально отреагировать на давно известные и продуманные шаги Москвы.
Мы в основном дебатируем, проводим заседания за круглыми и квадратными столами, устраиваем обсуждения, слушания и семинары на тему искаженного или неискаженного, искривленного или выпрямляемого инфополя местных русских, а теперь вот еще на десерт испугались, что российское вещание на эстонском языке сделает и эстонцев объектом российской пропаганды.
Телепанацея на русском
Под этим соусом опять оживились разговоры о создании эстонского телеканала на русском языке. Его, конечно, можно бы и запустить, про это в свое время грамотно написали в «Постимеэс» Райво Варе с Еленой Повериной. Но дело-то не в канале. Сам по себе он ничего не изменит.
Власти наши и потенциальные создатели канала уверены, что местные русские оболванены российским телевидением. А вот, мол, откроем свой телеканал на русском языке, и объясним местным русским в чем правда и какова на самом деле ситуация в Эстонии, на Украине и в мире.
Но даже если создать три русских канала в Эстонии, которые 30 часов в сутки будут рассказывать о том, как русские катаются в Эстонии словно сыр в масле, а Путин спит и видит, как бы проглотить нашу маленькую и супертолерантную республику, мало что изменится.
Ну, не идиоты местные русские, они же на своей шкуре двадцать лет испытывали это масло с сыром, они знают, что их никогда не пустят к управлению страной, не то что к управлению - к обсуждению на государственном уровне вопросов, касающихся этих самих «понаехавших», как объяснил нам заместитель председателя Партии реформ Юрген Лиги.
И в который раз должен сказать: если мы реально ощущаем угрозу, исходящую от России, то надо принимать реальные меры. Не заниматься лечением последствий русофобии, а начать менять отношение к местным русским на всех уровнях государства и общества. Чтобы люди увидели и поняли – действовавшая два десятка лет внутриполитическая парадигма меняется. И меняется не под внешним давлением, как справедливо заметил философ, профессор Александр Астров, а изнутри. Не американский генерал поставил нам условие: сделайте так, чтобы внутренний климат у вас в стране был безупречным, иначе 5-я статья Вашингтонского договора не про вас. А мы сами поняли, что надо делать, и занимаемся этим вопросом вплотную, а не разговоры разговариваем.
В противном случае Эстония окажется против России одна-одинешенька. Ну, может, еще Латвия присоседится. А вот Литвы, судя по всему, уже не будет.