Валерий Сайковский. Фото из личного архива |
И грянул гром
Опубликование хартии в первый момент произвело эффект разорвавшейся бомбы. В первый момент было ощущение, что снова начинается поющая революция. Скоро появится новая версия Народного фронта, и страна в едином порыве изменит жизнь к лучшему. Но чем больше я узнавал про хартию, тем слабее становился мой энтузиазм.
Нельзя в одну реку вступить дважды. Наличие среди подписантов деятелей того Народного фронта (Марью Лауристин) оказывает хартии медвежью услугу. Еще свежи в памяти их обещания нулевого гражданства, призывы к тому, что хватит кормить московских бюрократов и эстонец должен стать хозяином на своей земле. С бюрократами у нас сами знаете как: все их здания советского периода заполнены местными бюрократами, и к ним добавилось столько же новых зданий с бюрократами, и не московскими. А о том, кто здесь хозяин, лучше поговорить с теми, кого выселяют шведские банки. Присутствие среди подписантов Яна Каплински и Энна Пыльдрооса придает вес хартии, но такие сомнительные подписанты, как Юхан Кивиряхк и Давид Всевиов этот эффект нивелируют напрочь. При первом чтении хартии было ощущение, что передо мной половина, большая преамбула. А где-то есть еще вторая часть. Я сейчас открою ее и прочитаю, что же предлагают авторы делать с отъездом из страны, странной социальной политикой и юридической беззащитностью простых граждан. Узнаем, как они хотят изменить политику в области образования и интеграции. Вдруг предложат что-то в части административной реформы. Но нет второй части. Есть вселенский вопль о том, что власть игнорирует мнение общества. Много написано о том, что надо начать широкий общественный диалог и прочие милые сердцу интеллигенции банальности. От них народу Эстонии ни тепло, ни холодно. Хартия имеет смысл только вместе с программой реализации благих намерений. А с этим очень большие проблемы. И известные мероприятия в Кадриорге, а позже — на Певческом поле только подтвердили отсутствие у инициаторов хартии программы практических действий. А без этого будет снова как в начале девяностых. На место сависааров и лауристин постепенно придут новые лаары и калласы. Они всю эту митинговую и поющую демократию развернут в нужном им, но не очень совпадающим с нуждами большинства населения страны, направлении. А очередные разочарованные поющие революционеры будут долго рассказывать, что им помешали, их обманули, и прочие благо глупости. Надеюсь, что люди в Эстонии чему-то научились за эти 20 лет, и в стране есть те, кто способен написать вторую часть хартии.
Интересные события вокруг хартии
Нетрудно заметить, что из хартии торчат уши социал-демократов. В стране происходили серьезные события, в том числе социальные протесты. У них последнее время были проблемы с вниманием со стороны медиа. Другие партии по одному или другому поводу, пусть даже негативному, постоянно упоминались в СМИ. А у соцдемов с этим было трудно. Те поводы, по которым выступали Свен Миксер, Урве Пало и другая «молодежь», были второстепенными, пресными и ситуацию не меняли. В событиях вокруг хартии задействована «старая гвардия» (Лауристин, Нестор). Не будем забывать и о том, что президент у нас тоже социал-демократ. На пороге съезд партии и шансы «молодежи» сохранить позиции, а Свену Миксеру — остаться лидером очень призрачны.
При этом вокруг всей ситуации с хартией витают простые вопросы, которые особенно актуальны по отношению к президенту: «Где вы все раньше были?», «Кто мешал вам проявить активность, не доводя ситуацию до полной безнадеги?», «Как конкретно и кто именно персонально будет все это реализовывать?».
Ответов я пока не услышал. Ситуация с оппозицией в Эстонии начинает напоминать Россию: оппозиционеры недовольны властью, но заниматься рутинной деятельностью по реализации своих планов не хотят и не могут.
Короткие комментарии по разным поводам
В то время когда «лучшие» люди страны обсуждали светлое будущее
эстонского общества, произошло отвратительное событие. Наша национальная
авиакомпания
сократила 100 авиаторов. Произошло это без объяснений и предварительных
уведомлений. Никто из ведущих политиков не изобразил даже видимости
участия, не говоря уже о помощи. Одни интриговали на Тоомпеа по бюджету,
другие – говорили о светлом будущем в Кадриорге. Ни тех, ни других
реальные проблемы жителей страны не интересуют. К так называемой
нынешней оппозиции это относится тоже. При этом надо понимать, что
авиаторы, в отличии от других, не поедут на стройку в Финляндию или
Россию. Эти люди через несколько месяцев перестанут быть жителями
Эстонии. С членами их семей это несколько сотен.
Израиль все последнее время бряцал оружием и грозил Ирану. Но вдруг
выяснилось, что самодельные болванки из Газы доставляют столько проблем
столице, что трудно даже предположить, что произойдет при военном
противостоянии с более оснащенным противником. Да и ситуация вокруг
Израиля стала гораздо менее благоприятной. В Америке у власти остался
президент, прохладно относящийся к родине сионизма. К власти в некоторых
арабских странах пришли радикальные исламисты. Еще немного, и Египет
превратится в большую проблему. Есть смысл подумать о смене парадигмы и
целей
существования страны. Бесконечно воевать с соседями нереально.
Забавляет попытка наших первых лиц изображать влияние на решении европейских структур. Когда произойдет то, что давно предсказывалось, а именно — сокращение финансовой подпитки из Европы, то наверняка начнется песня про то, что мы маленькая страна и в Европе большие проблемы. Одним словом, от них ничего якобы не зависело. Обо всем этом надо было думать гораздо раньше, вступая в эти структуры.