Илья НИКИФОРОВ. Фото: Александр ХМЫРОВ

В последние несколько дней я столкнулся с очередным злонамеренным искажением действительности, а именно дал себя знать политический миф о том, что русские детишки де массово переходят учиться в эстонские школы и гимназии. С каждым годом все больше и больше русскоязычных детей предпочитают получать образование именно в эстонских школах.

Вот так, и только так описал дела наши скорбные вожак Координационного совета российских соотечественников, филолог- славист Андрей Красноглазов, выступая с отчетным докладом на «страновой конференции» соотечественников.

Охотно допускаю, что в преподавании русского языка Красноглазов - ас. Но как человек, хорошо информированный о положении русских в Эстонии, он никогда замечен не был. Иными словами, он, где то что-то слышал, где-то что-то читал, но, что бы он сам добывал достоверную статистическую информацию, сам ее анализировал и сам делал достоверные выводы? В этом он никем никогда замечен не был.

Красноглазова поддержал и Кленский в скоротечном частном споре со мной.

Семь тысяч русских учеников учится в эстонской школе, - самонадеянно выпалил Кленский, - это данные министерства образования, я специально запрашивал их!

Махнул я на Кленского рукой, осерчал, и объяснять ему ничего не стал, зная его неприязнь к иному, чем у него, мнению и даже цифрам и фактам.

Обоих господ можно поздравить. Их обвели вокруг пальца. Только потому, что были они недостаточно любопытны и не задали – хотя бы себе – дополнительных вопросов. А так ли на самом деле обстоят дела, как утверждает «компетентный» министерский чиновник, или совсем даже наоборот не имеет значения. Важно, что есть справочка, которой можно трясти и говорить с трибуны, что русская школа вот-вот закончится, что русские ученики массово, чуть ли не строем переходят в эстонскую школу, махнув рукой на свои национальные корни. «Семь тысяч!», - утверждает Кленский.

Да ладно - Кленский! Он натура художественная, литератор и публицист. Красное словцо для него дорогого стоит. Но вот известный эстонский политолог профессор Райво Ветик, человек по роду деятельности приученный не столько доверять, сколько проверять, стал утверждать мне то же самое. Правда к делу он подходил немножко с другой стороны: внимание мое акцентировал на том, что уже 20% русских детей и подростков перешли на эстонский язык обучения…

Вот в этом эвфемизме «эстонский язык обучения» и кроется весь министерский фокус. Тартуское министерство уклоняется от подробностей, и распространяет информацию исключительно о языке обучения, плюсуя и складывая всех инородцев в одну общую эстоноязычную кучу. А ведь есть дети, которые занимаются в настоящих эстонских школах с настоящими эстонцами, есть детишки, которые в русской школе подвергаются раннему языковому погружению, есть – позднему, но тоже в русской школе, а есть и те, которые просто учат эстонский язык. И не безуспешно.

Согласно министерской статистике в текущем (вот уже и подошедшем к концу) учебном году
1. на эстонском языке обучались 107 288 учеников
2. на русском - 26 596 учеников
3. в классах языкового погружения 4 432 ученика
4. на английском 99 учеников
5. на финском 33 ученика

Так вот, вторая и третья категории это – реформируемая русская школа с русскими учениками и преимущественно русскими учителями, а эстонский язык, если и используется, то с акцентом, да и перевода на родной можно попросить, если непонятно. Разумеется, «эстонский культурный дискурс» тоже отсутствует. Присутствует – русский. Но в переводе на эстонский язык. Таким образом, общая численность учащихся т.н. русских школ составляет почти 31 тысячу.

Теперь самое интересное. В собственно эстонской школе, где все вокруг - настоящие эстонцы, не только по языку, но и по характеру, ментальности, привычкам, чувству юмора, моде, музыкальным предпочтениям, форумам в Интернете, праздникам т.д. и т.п. учится всего 2 986 ученика с родным неэстонским языком. Меньше трех тысяч из 107 288 школьников из учебных заведений с настоящим эстонским языком преподавания. В это число угодили не только русскоязычные, но и все остальные инородцы, лишь бы - неэстонцы.

Ученики-инородцы в эстонских школах и «погруженцы» в русских школах вместе и составляют пресловутые 7 тысяч или 20 процентов русскоязычных школьников. Но только в том случае, если их сложить вместе.

На самом деле, если непредвзято отнестись к этим цифрам, то картина получается далекая от радужных картин интеграции и министерской реформы русского образования.

Во-первых, в настоящей эстонской школе с настоящими эстонцами учится (может и хочет) учится только 2/5 всех русских школьников обучающихся по-эстонски. В любом виде такого обучения.

Во-вторых, большинство русскоязычных «эстофонов» учится в очень специфической системе образования – в «эстоноязычных» классах бывшей русской школы специально созданных для русских, т.е. в классах языкового погружения. Кстати по прошлогоднему министерскому же исследованию проблем с эстонским языком у «погруженцев» более чем достаточно. Это очаги какой-то особой национальной школы: исключительно для «безъязыких» инородцев и чтобы с настоящим школьникам-эстонцам не мешали. И дом пониже и щи пожиже. Но если издали и не приглядываться, то сойдет.

В-третьих, несмотря на двадцать лет ежедневного промывания мозгов и давления на русских родителей и учеников собственно в эстонскую школу пошли учиться только 2986 человек. Это – с первого по двенадцатый класс в этом учебном году! Следовательно, в среднем по всей стране, включая острова и сельскую местность, на параллель приходится примерно по 250 человек. Иными словами, каждый год в эстонскую школу идет 200-300 человек. И это – все, чего удалось достичь за двадцать лет!

Таким образом, никакого массового оттока русских учеников в эстонскую школу не произошло. Русские дети не заполнили собой демографическую яму и не спасли эстонские школы от сокращений и закрытия. Можно не сомневаться, что бывший министр Тынис Лукас это понял давно. Это хорошо объясняет азарт, с которым он принялся за реформу русской школы, старательно превращая ее во второсортную эстонскую школу для русских в надежде побудить в последующем лучших учеников переходить в школы для настоящих эстонцев.

Что можно сказать Красноглазову и Кленскому? Учите матчасть!

ilja_nikiforov

Обсуждение закрыто

ТОП-5 материалов раздела за месяц

ТОП-10 материалов сайта за месяц

Вход на сайт