Весть о том, что бизнесмен Руслан Байсаров купил за двести тысяч евро женскую роль в будущем фильме Федора Бондарчука "Сталинград", разнесли все информагентства. Правда, после шокирующего заголовка шло разъяснение. Купил он ее на благотворительном аукционе в пользу страдающих тяжелыми заболеваниями детей. Естественно, купил не для себя, а для некой молодой актрисы, имя которой пока не называется. Судя по всему, на аукционе разыгрывались и другие лоты, раз устроители этого закрытого светского мероприятия объявили сумму сборов в 600 тысяч евро. Однако сначала в прессу просочилась только одна новость. То ли потому, что смотрится весьма "желтенько" и скандально. Особенно учитывая не забытые еще семейные разборки между Байсаровым и Кристиной Орбакайте. То ли потому, что сами же организаторы выделили и сообщили агентствам именно ее, не подумав ни секунды, как она прозвучит для той части общества, которая далека от гламурных представлений о том, что такое хорошо и что такое плохо.
Заниматься благотворительностью, безусловно, весьма похвально. И не мое дело морализировать на тему того, надо это делать публично, с блеском и треском, или осуществлять свои благие душевные движения в тишине, перечисляя анонимно деньги на счета разных фондов. Тем более что Дмитрий Быков, недавно ввязавшийся в Интернете в подобную дискуссию, буквально открыл шлюзы, в которые хлынули отнюдь не только чистые помыслы и слова. Я по сравнению с Димой человек крайне трусливый и брезгливый, так что не стану лезть в дебри диковатого устройства многих наших общественных институций, не только благотворительности. Но все-таки замечу, что довольно странно выглядит выбор фильма для такой "креативной" благотворительной акции. Давайте представим, что было бы, если при всех тех же составляющих картина, роль в которой стала лотом, была иной. Скажем, той же безделкой "Про любoff/on" по книге светской писательницы Оксаны Робски, где как раз сейчас снимается Федор Бондарчук, или же продюсерским проектом Бондарчука, молодежной комедией "Одноклассники.ру". Да ничего бы тогда не было. Уверена, в таком виде новость потеряла бы свой "желтый" цвет и не стала бы красной тряпкой, раздражающей не только записных моралистов, но и нормальных людей. И все бы сразу увидели за ней больного ребенка, для которого, само собой, без разницы, как были добыты деньги на лекарства или операцию.
Надо сказать, сам Федор Сергеевич тоже обратил внимание на то, что новость получилась с душком, и оперативно дал небольшой комментарий в центральной газете о том, что все переврали, что речь идет не о полноценной роли, а о 30 секундах экранного времени в проекте "Сталинград", что важна помощь детям, а не ехидные комментарии. С ним трудно не согласиться. С одним исключением. Конечно, сегодня пиар - царь и бог. Особенно в искусстве, которое стоит дороже, чем может заработать. Пиаровские бюджеты и ходы умные люди просчитывают едва ли не раньше, чем собственно бюджет самой акции, фильма, спектакля, выставки. Дорогостоящая картина Бондарчука будет приурочена к 70-летию начала Сталинградской битвы и, значит, выйдет на экраны не раньше середины 2012 года. Работа над такими проектами всегда идет трудно и долго, а зрительская отдача непредсказуема, ее надо подготавливать параллельно со съемками - так и делают в Голливуде. Однако, извините, на одной чаше весов - страшная Сталинградская битва, унесшая полтора миллиона жизней наших соотечественников, а на другой - двести тысяч у. е., пусть и пущенных на благое дело. Как говорится, так можно и до мышей допиариться.