Николай СТАРИКОВ на встрече с нарвитянами 26 января 2011. Фото: Александр ХМЫРОВ

Очередным гостем клуба «Импрессум» стал российский писатель-историк Николай Стариков. Девять написанных им книг вызывают самые разноречивые отзывы: от восторженного согласия до недоумения и резких возражений. Прекрасно владеющий пером автор увлекает читателя за собой, а тому остается или крутить головой: «И как это я сам не догадался?», или впадать в ступор от того, как ловко Николай Викторович выстраивает из общеизвестных факторов свою эксцентричную концепцию. Эта беседа состоялась на другой день после встречи в клубе «Импрессум». Но сначала – пусть Николай Стариков расскажет о себе.

От первого лица. Говорит Николай Стариков:

Я стараюсь выражать в своих книгах исключительно свой, субъективный взгляд на то, что произошло с Российской империей на протяжении последних 300 лет. Предмет моего изучения – взаимодействие России и ее геополитических соперников, а следовательно – все революции, террористические акты, убийства, войны – все то, что в совокупности составляет политику.

Исследовательской деятельностью я занялся лет пять-шесть назад. До этого я играл в КВН, закончил Инженерно-экономический институт в Санкт-Петербурге; писал сценарии, небольшие рассказы.

Переломной точкой стала беседа с одним из моих друзей, который неожиданно заявил, что Октябрьскую, как и Февральскую революцию организовали британские спецслужбы. Я возразил: не могли англичане быть такими дураками, чтобы уничтожить своего союзника в войне против Германии. Мы договорились еще через неделю скрестить шпаги, вооружившись аргументами. Но я не представлял себе, что произойдет, если взглянуть на цепь событий 1917 года под этим углом зрения. Чем больше я пытался найти аргументы в опровержение точки зрения моего друга, тем больше убеждался в его правоте. Я был в замешательстве.

Кроме нас эту точку зрения никто не отстаивал. Существовали две версии: революция в 1917 года произошла сама собой, т.к. жизнь трудящихся была очень тяжелой, доведенные до отчаяния массы вышли на улицу…Это одна точка зрения. Другая: большевики были немецкими агентами, они совершили революцию на немецкие деньги.

Немцы действительно участвовали, но они были втемную использованы нашими союзниками по Антанте. Ведь и Первая мировая война была организована Великобританией с целью уничтожения двух своих основных геополитических конкурентов – Германии и России. Я написал об этом книгу, она быстро разошлась, и я стал писать дальше. Тот нерв мировой истории, который мне, простите за саморекламу, удалось нащупать, стал объяснять те геополитические события, которые происходили на мировой арене в течение 300 лет.

«Это все англичанка гадит!»

- Николай Викторович, история, как известно, бывает трех видов. История как академическое научное исследование, когда ученый приступает к работе, не прогнозируя заранее возможные выводы; история как государственная пропаганда. И, самое интересное, т.н. «фолькс-хистори», история, возникающая на базе априорно существующего в народе мифа о том, кто его друзья и кто враги, и все событиярассматривает исключительно с этой точки зрения. К какой категории, по-вашему, относятся ваши книги?

- Сложный вопрос. Я рассказываю правду так, как я ее понимаю. Может быть, это четвертый вид, который вы не назвали?

- Во всяком случае, ваши книги построены на той концепции, которую Салтыков-Щедрин вложил в уста одного из своих персонажей: «Это все англичанка гадит!»

- Сложно спорить с Салтыковым-Щедриным. Но…скажем, невозможно описывать историю хоккея, не говоря о канадцах. Невозможно говорить о становлении мирового футбола, игнорируя бразильцев. А говоря о политике за последние 300 лет, невозможно умолчать о стране, которая во многом сформировала современную политическую и экономическую систему – это Великобритания. Она всегда преследовала свои интересы и взаимодействовала и пересекалась со многими государствами, в том числе с Россией.

- Был такой исторический романист Александр Югов. В его книге «Ратоборцы», в главах о пребывании Александра Невского в Орде, больше всего гадостей русскому князю делает Пета, один из военачальников хана. Фигура историческая, но Югов почему-то делает его англичанином, засланным в Орду исключительно с целью вредить Руси – и называет сэр Джон Урдюй-Пета. Но ведь в XIII веке у Англии еще не могло быть интересов так далеко!

- Мне тоже так кажется. Поэтому предмет моего изучения совпадает с правлением династии Романовых. И здесь для меня белых пятен в истории очень мало или нет совсем. А вот эпоха Ивана Грозного – это уже не моё…

Княжеские шалости и английская пуля

- Хотя Грозный сватался к Елизавете (в английском фильме «Елизавета. Золотой век» он это делает через четыре года после собственной смерти!). А Борис Годунов даже направил в Англию учиться несколько молодых людей, которые, естественно, не вернулись…

- Ну отчего же естественно? Обычно-то молодые люди, посланные в Англию учиться, возвращались. Только с чем? Достаточно вспомнить князя Феликса Юсупова, который учился в Англии, увлекся там гомосексуализмом, завязал связи с британскими разведчиками и в конце концов превратился в их марионетку. И участвовал в убийстве Распутина.

- У него был весомый мотив. Близкий друг Юсупова, великий князь Дмитрий Павлович, собирался жениться на дочери императора Ольге. А Распутин сообщил Николаю II о «шалостях», которым предавались Дмитрий и Феликс. И брак расстроился.

- Согласен.

- Если бы не это, Дмитрий мог стать наследником престола. Ведь семья отдавала себе отчет в том, что больной гемофилией царевич Алексей вряд ли проживет достаточно долго. Несмотря на все старания Распутина…

- Дмитрий не имел прав на престол. Он мог стать зятем царя. Тоже неплохая должность.

- Следовательно, и без британских происков налицо очень серьезный мотив для убийства!

- Однако нужна еще и патриотическая окраска. Признаться в том, что ты убил человека только за то, что он разгласил твое непристойное поведение, в 1917 году было как-то некомильфо… Требовалось еще объяснить, что Распутин – представитель темных сил, которые ведут Россию к гибели, сторонник сепаратного мира с Германией. И англичане такую мотивировку предоставили. И участвовали в убийстве.

- Каким образом? По официальной версии в Распутина стреляли Феликс Юсупов и Пуришкевич.

- По официальной – да. Но на теле Распутина были обнаружены три огнестрельных ранения, из револьверов трех различных систем. И третий выстрел, смертельный, который Пуришкевич, по его словам, произвел в спину убегавшему Распутину, был произведен в лоб. Его совершил английский агент Освальд Райнер. Главной мотивацией для убийства Распутина была возможность заключения через него сепаратного мира с Германией. Царь отвергал все остальные попытки. А к Распутину, считавшему войну с Германией трагической ошибкой, относился с уважением. Никаких доказательств сепаратных переговоров нет, да их, скорее всего, и не было. Но англичане решили подстраховаться…

Циник, беспринципный человек… Для политика это комплимент

- Вы не задумываетесь над тем, что разрушаете в людях веру в идеал? Ваша концепция может привести вот к чему. Человек, абсолютно девственный в отношении исторической науки, но твердо верящий в то, что есть Добро и Зло, прочтя ваши книги, а они написаны очень увлекательно, придет к выводу, что декабристы – не благородные и бескорыстные идеалисты, а негодяи; народовольцы – негодяи; эсеры, большевики… все они одним миром мазаны.. Где же тогда идеал? Где стремление дать народу лучшую жизнь? Ведь получается, что любая революция плоха не только тем, что она вводит страну в хаос и разруху…

- Вот именно! Она плоха еще и потому, что организована спецслужбами наших геополитических противников именно с целью разрушения страны! И поэтому большевики, которые делают революцию – это абсолютное Зло! Но большевики, которые потом борются с теми, кто пытается совершить новую революцию, большевики, восстанавливающие страну – это уже нечто противоположное.

- Диалектический подход?

- - Безусловно.

- Однако к Ленину вы относитесь глубоко отрицательно?

- Вовсе нет! Я отношусь к нему с глубоким почтением.

- Вы постоянно говорите о его цинизме, беспринципности, жестокости.

- Думаю, что эти слова в отношении политика – комплимент.

- Итак, за всеми потрясениями стоит Великобритания?

- Неизменно. Обратите внимание, что целых три дореволюционных съезда РСДРП проходили в Лондоне. Что здесь же тусовались Герцен, народовольцы, нечаевцы, эсеры…

Керенский и Горбачев играли в поддавки?

- Из вашей книги «1917. Разгадка русской революции» получается, что Керенский играл в поддавки с большевиками и сдал им власть чуть ли не предварительной договоренности,

- Безусловно!

- Но зачем? Ведь власть – это такой наркотик, от которого практически невозможно отказаться! Неужели он стал премьер-министром для того, чтобы немножко побыть в этой роли, а потом сочинять мемуары?

- Я думаю, что это надо спросить у Михаила Сергеевича Горбачева, который сделал примерно то же самое.

- Вы не пробовали сами задать ему вопрос?

- Я с ним не встречался. А если бы и встретился, счел бы ниже своего достоинства разговаривать с этим человеком.

- Кем вы его считаете? Глупцом или предателем?

- Глупым предателем. Был бы он умен, он бы не предавал державу, в которой пользовался абсолютной властью. На что он ее променял? На рекламу пиццы-хат?

Достаточно посмотреть на сегодняшний Китай, чтобы понять, что нужно было делать с Советским Союзом. У Китая было значительно худшее положение, когда он стартовал в свое великое будущее. А Горбачев отправил нас в нокаут. Вместо того, чтобы развивать страну дальше.

- К Ельцину вы так же относитесь?

- Немножко лучше. Он совершил один хороший поступок в своей жизни. Ошибся, назначив Путина своим преемником. И спас Россию. За эту ошибку я многое готов простить Борису Николаевичу.

Заговор военных был?

- Мне это показалось на встрече в «Импрессум-клубе» - или вы в самом деле относитесь к Сталину с уважением?

- Я отношусь к этому государственному деятелю с огромным уважением.

- А массовые репрессии?

- Все преступления, которые реально были совершены в тот период, записаны на Сталина. К большинству из них он прямого отношения не имел.

- А процессы конца 1930-х?

- Процессы над мерзавцами, лично ответственными за массовые репрессии – Ягодой, Ежовым. Процессы над т.н. «ленинской гвардией» - людьми, с подачи западных спецслужб разрушавшими страну. Процессы над армейской верхушкой, которая – во главе с Тухачевским – участвовала в заговоре с целью государственного переворота…

- Значит, вы верите в то, что руководство армии участвовало в синхронномзаговоре совместно с немецким генералитетом: мы убираем Сталина, вы убираете Гитлера, и Германия и Россия становятся союзниками?

- Ничуть не сомневаюсь.

- Вариант, кстати сказать, не самый худший. Если бы он и не предотвратил Вторую мировую войну, то, во всяком случае, предотвратил бы совершенные в ходе ее преступления против человечности…

- Может быть. Но я считаю, что государственный переворот – не лучший способ развития страны. А сдала заговорщиков Сталину опять же британская разведка, через третьи страны. Потому что понимала, чем чреват для Англии такой альянс.

- Вы не чувствуете некоторую раздвоенность между своими симпатиями к белому движению и к Сталину?

- Очень сложно говорить о своих симпатиях применительно к гражданской войне. Сейчас мои симпатии на стороне белых. Но если бы я жил в ту эпоху, то, боюсь, оказался бы на стороне красных. И не случайно, а по убеждениям. Трудно проецировать свои нынешние взгляды на прошлое.

Вот таков он, Николай Стариков. Человек, окончательно стирающий грани между исторической наукой и жанром фэнтэзи. Очевидно, это и есть «четвертый вид истории».

Кстати, родился он 23 августа 1970 года. Ровно через 31 год после подписания Пакта Молотова – Риббентропа. И это символично.

 

Обсуждение закрыто

ТОП-5 материалов раздела за месяц

ТОП-10 материалов сайта за месяц

Вход на сайт