Ни одно нашествие Степи на Европу не могло миновать земель наших предков. И всякий раз разыгрывалась лотерея – что будут делать славяне или Русь перед лицом вторжения? Закроют дверь в Европу или примут посильное участие в потехе?
795 лет назад, 31 мая 1223 г. на правом притоке реки Кальмиус, что в Донецкой области, началась трёхдневная битва, в ходе которой было положено начало спасения Европы. Этот самый приток носит роковое для русской истории имя – Калка.
Именно так надлежит понимать Битву на Калке, с которой в учебниках начинается серия параграфов «татаро-монгольское иго». Первое столкновение двух сил – Руси и распухающей Монгольской империи обычно трактуют в чисто военных понятиях. Рейд монгольских полководцев Джэбэ и Субэдэя, встречное движение союза южнорусских князей, битва между нашими и татарами. Наши проиграли. Последствия ужасающие – Батыево нашествие на Русь и 240 лет зависимости от Орды.
Реальный исторический смысл того столкновения откроется, если поставить его в соответствующий контекст. Вечное противостояние «Цивилизация vs. Варварство» в нашем случае приобретает форму «Европа vs. Степь». Старт был дан нашествием гуннов, финиш – соответственно, монголо-татары. В этом увлекательном забеге главную роль играет Восточная Европа. Или, вернее, племена, племенные союзы, а потом и государства, разместившиеся на её территории. Которые становились то ключом, то замком для степных вторжений. Грубо говоря, именно славянам, а потом и Руси, волей-неволей приходилось решать, к каким конкретно результатам приведёт очередное вторжение Степи.
Первый раунд окончился для Европы откровенным нокаутом. Почему-то принято считать, что гуннское нашествие было именно гуннским. Хотя в реальности гунны как таковые составляли едва ли десятую часть военной силы Аттилы. Основной ударной силой были как те, кто по ходу дела вступил с ним в вынужденный союз – готы вместе с солидной частью других германцев, славяне и примкнувшие к ним финно-угорские племена.
Справедливости ради надо сказать, что это был единственный раз, когда Европа попыталась ответить на вторжение более-менее адекватно. Вначале даже показалось, что нашествие с Востока вроде бы остановлено. Не бог весть как – всего лишь в 200 километрах от Парижа, на Каталаунских полях. Где весной 451 г. состоялась знаменитая битва, крупнейшее в Западной Европе сражение V века.
Результат был спорным. Вторжение в Галлию действительно было остановлено. Но в следующем году Аттила спокойно пошёл на Рим.
Вывод получается прискорбный. Если в нашествии Степи участвуют европейцы с «дальних подступов», то остановить это дело крайне затруднительно. То есть можно, но только на время, и только около Парижа.
Следующий раунд – следующий, VI век. Нашествие аваров. Европейский восточный край обороны на тот момент населяют уже союзы славянских племён. Которые вступают в борьбу со Степью, но не выдерживают натиска. Что нашло отражение в древнерусских летописях, где авары обозначены именем «обры». «Эти обры воевали со славянами и примучили славян-дулебов и насилие творили женам дулебским: если обрину надо было ехать, то не позволял он запрячь ни коня, ни вола, но велел впрячь 3 или 4, или 5 жен, чтобы они везли обрина – так мучили дулебов. Были обры телом велики и умом горды…».
Европа как таковая этому вторжению противопоставить могла чуть менее, чем ничего. Так что на Среднем Дунае, практически в сердце Европы, моментально возник Аварский каганат – паразитическое государство, экономика которого строилась на набегах. Это дело, которое можно при желании назвать и «аварским игом», длилось лет триста – окончательно каганат пал только в IX в.
Вывод – вот что получается, когда славянский форпост Европы на границе со Степью слаб, разрознен и сметается первым же натиском.
В IX веке на арену мировой истории выходят венгры. К тому времени уже вполне себе существует древнерусское государство со столицей в Киеве. Которое предпочитает вступить с венгерским нашествием не в военное противостояние, а в товарно-денежные отношения. Оформлены они были в виде единовременного выкупа. Вот как пишет об этом автор «Деяний венгров»: «Русы уплатили десять тысяч марок серебра, предоставили продовольствие, одежду, лошадей и другие необходимые вещи с тем условием, чтобы вождь Альмош, сын Юдьека, не делал зла Киеву и ушёл дальше на Запад, в землю Паннонии».
Договор дороже денег. Венгры ушли в Европу. И остались там, как впоследствии выяснилось, навсегда. Но до того момента, как было оформлено и христианизировано Венгерское королевство, венгры-мадьяры насиловали Европу как хотели. Нас протяжении ста лет – с 900 по 1000 гг. из «Земель Паннонии» ими было проведено 45 военных походов в самые разные уголки Европы. Молитва «Избави нас Господь, от меча норманна и от стрелы мадьяра помилуй нас» появилась не на пустом месте.
Вывод. Если восточный форпост Европы по доброй воле пропускает нашествие Степи, да ещё и помогает ему материально, есть ненулевая вероятность того, что захватчики обоснуются на новой родине навсегда.
Время XI-XII вв. Русь встречает в силе и славе. Впервые в истории у Цивилизации появляется шанс не просто держать оборону, но и перейти в наступление. Шанс этот дают русские. Половецкое вторжение было остановлено Русью целиком и полностью. А в XII в. князь Владимир Мономах, что называется, «ломает систему». Им планируется и совершается целая серия походов против половцев. Берутся и выжигаются их гнездовья – «города» Шарукань и Сугров. Русь идёт на Степь. И до того успешно, что половцы, не выдержав натиска, откочёвывают в предгорья Кавказа – подальше от границ такой «негостеприимной» Руси.
Следующий натиск – как раз монголо-татары. Пересказывать событийную историю первого соприкосновения и того, что было дальше, попросту стыдно – это должен представлять себе каждый.
Русь встала на пути Степи и буквально истекла кровью, обрекая себя на 240 лет зависимости и мрака. Именно поэтому монголы, явились в Европу в смехотворном количестве. Но даже этого числа было достаточно для того, чтобы паника поднялась в Испании и в Англии, а император Священной Римской Империи Фридрих II униженно писал Батыю: «Будучи знатоком соколиной охоты, я мог бы стать сокольничим при дворе Вашего Величества».
А теперь представьте себе, как обстояли бы дела, если бы Русь поступила не так, как в XIII столетии, а так, как во времена гуннов, аваров или венгров.