Названный порталом Baltija.eu «известным» эстонский историк Игорь Копытин, как сообщает этот же портал, заявил корреспонденту русской службы корпорации ВВС: «О расстрелах евреев подавляющее большинство населения не знало». Короче, эстонцы не ведали, что… сами и творили.
Пытающийся слыть объективным, кстати, преподающий историю русским школьникам, Игорь Копытин снова доказал, что «известный» он благодаря умению играть в одни ворота: умением угождать Эстонскому государству с его традиционно моноэтнической идеологией. В ее основе – искусственно преувеличенные страхи перед Россией и пошлая русофобия. Вот и на этот раз у «паркетного» историка, как в «Бриллиантовой руке»: «Не виноватая я, он сам ко мне пришел». И каждый раз хочется спросить: хоть в чем-то в своей истории Эстония была виновата перед соседями? Не зря в комментариях в Сети один комментатор был краток, оценивая выступление Игоря Копытина и его трактовку истории Эстонии: «Ну, прямо девственница в публичном доме!»
Возникают естественные вопросы непредвзятого читателя: 1.Откуда Игорь Копытин взял, что именно большинство эстонцев, ничего не знало о расстрелах? На чем основано это утверждение, где документы, результаты исследований? 2. Даже, если допустить, что не сразу узнали, тогда снова: так, когда эстонцев информировали об этом? Или что, что-то изменилось в миропредставлении эстонцев – продолжали делать вид, будто ничего не знают? 3. Почему речь идет только о расстрелянных евреях? Разве многие другие народы не вправе предъявить счет за десятки тысяч убитых соотечественников в ту войну? 4. И снова: почему в Эстонии принято точить зубы только в отношении русских и России?
Неведенье и заступничество эстонской эмиграции
Неведенье эстонцев о том, что происходило на их земле в годы последней войны, это – миф. Он удобен, как индульгенция. Но для любого здравомыслящего человека ясно, что тут больше от известной позы страуса, которую Эстонское государство, принимает сразу, как только надо отвечать за содеянное Зло. Факты говорят о том, что, и прислуживавшая немецким оккупантам эстонская элита, и само население, знали о злодеяниях, и не мало.
Элита, численностью сто тысяч человек, бежали на Запад. Как нам объясняют от ужасов советской власти. Те, кто остались, в том числе те, кто не успел бежать, старались не вспоминать былое, хотя бы из чувства элементарного человеческого стыда и страха перед ответственностью за зверства, которые массово творились в Эстонии в последнюю войну.
У меня дома сохранились книги, рассказывающие обо всем этом. Самая «старшая» – изданный в 1963 году сборник документов «Немецко-фашистская оккупация в Эстонии. 1941-1944». Несколько раз он издавался на эстонском языке массовым тиражом. То есть, по крайней мере, полвека утверждать, что эстонцы были в неведенье – абсурд. А громкие судебные процессы эстонских коллаборационистов, например, 16-20 января 1962 года в Тарту над Юханом Юристе, Карлом Линнасом и Эрвином Виксом? Так, Линнас был заочно приговорён к расстрелу, его признали виновным в организации лагеря смерти и участии в уничтожении 12 тысяч человек. Примечательно, что против депортации из-за океана Линнаса, по данным Википедии, в течение восьми лет выступали многие эстонские эмигранты, среди которых была и ставшая уже в нынешней независимой Эстонии депутатом Рийгикогу, позже и Европарламента, Мари-Анн Келам (тогда Мари-Анн Риккен, в девичестве Доценко). О чем все это говорит? О давнем желании вырвать из эстонской истории самые неприглядные страницы и страсти переписывать историю.
Но в том-то и дело, что эстонцы, которые по справедливости гордятся тем, что в Эстонии безграмотность ликвидировали еще на рубеже XIX-XX веков, читали газеты. Сразу, после освобождения Эстонии от немцев, республиканская периодическая печать регулярно писала о преступлениях нацистов и их приспешников – эстонских националистов. Или историк Игорь Копытин не читал газет того времени?
Или недавняя история с отказом властей в городе Кивиыли решить вопрос несовместимости международных мотоциклетных соревнований на местной коксовой горе (террикон), поскольку во время войны под ней находился концлагерь, а еще с советских времен у подножия террикона – памятник замученным тут евреям! И дело не в том, что у общественности коротка память – в 90-е годы новая власть заменила текст на памятнике, исключив упоминание о том, кто и кому поставил памятник после войны.
И вообще, как же надо не уважать эстонский народ, представляя его темной бездумной массой, не ведающей и не понимающей, что происходит в стране и в мире.
Команда «Огонь!» звучала и на эстонском языке
По официальным данным МИД ЭР, на территории Эстонии за период немецкой оккупации были убиты около 8 тысяч жителей страны и 20 тысяч жителей других стран, включая советских военнопленных. По официальным советским данным, в годы войны в оккупированной немцами Эстонии гитлеровцы убили более 61 тысячи мирных жителей и 64 тысячи военнопленных. В том числе всех евреев (974 человека), оставшихся в Эстонии с приходом немцев в 1941 году. В целом по Эстонии, по разным оценкам, уничтожено от 7500 до 8500 евреев и почти 1000 цыган.
В 1941 году в захваченном немцами Тарту сразу начались массовые расстрелы в противотанковом рву у поселения Лемматси. Ежедневно убивали сотнями. Среди них и малолетние дети (сохранились фото, на которых палач в вытянутой руке держит за волосы кричащего ребенка, а в другой – направленный на него пистолет). Команда «Огонь!» тут звучала на эстонском языке. В концлагере под Тарту лично расстреливал людей секретарь городского отдела партии «Исамаалийт». 20 лет назад эту организацию воссоздал как правопреемницу (сегодня – ультранационалистическая партия IRL) известный эстонский политик и любимец США Март Лаар.
Не могу не привести и выдержку из своей статьи на портале RUSEDIN.ru: «Официальный Таллин делает вид, что все эти деяния на совести только немецких оккупантов, нацистов. А ведь фактами доказывается, что их эстонские пособники (и это не только отдельные отщепенцы) причастны к массовым преступлениям против человечества на территории Эстонии в 1941-1944 годы. Таллину нравится роль исторической «жертвы» оккупаций. Она не просто рассчитывает на жалость Запада, она уверена, что такое «сострадание» дает право считать себя ни в чем не виновной, а других обвинять во всем и вся.
Но вот цитата из изданной в советское время в Таллине книги Леонида Баркова «В дебрях Абвера»: «С первых дней фашистской оккупации Эстонии карательную деятельность и расправу над советскими патриотами наравне с эсэсовскими подразделениями немецкой полиции осуществляли специально созданные в системе самоуправления эстонская политическая полиция и военно-фашистская организация «Омакайтсе». В своем отчете за 1941 год бригаденфюрер СС, начальник «Айнзац-группы А» Шталекер пишет: «Полиция безопасности немедленно после захвата города формировала добровольные отряды из надежных граждан (бандитов и предателей – Л.Б.). Это практиковалось во всех трех балтийских государствах, причем эти люди выполняли свои обязанности под нашим руководством довольно успешно» (ЦГАОР СССР, ф.7445, оп.2, д.189).
И выходит, столь успешно, что очень скоро в Берлин отправили донесение о полной зачистке Эстонии от евреев (Judenfrei), а потом следует следует и рапорт того же Шталекера Гиммлеру о массовом истреблении «нежелательного элемента». Нацист пишет: «…Во многом облегчило деятельность полиции безопасности активное участие в этой работе националистов Литвы, Латвии и Эстонии». И не потому ли в страхе за то, что придется отвечать за содеянное, с приходом Красной Армии сто тысяч эстонцев бежало на Запад? Или они, как утверждает Игорь Копытин, не знали, почему спасались бегством?
Что позволено Западу, не позволено России?!
А вот поразительную осведомленность эстонцев о «сталинских репрессиях» Игорь Копытин объясняет тем, что они коснулись почти каждой эстонской семьи (те же депортации). То есть, своя рубашка ближе к телу, а чужого горя нет в помине? Но ведь эти репрессии не носили этнического характера, они были идейно-классового свойства.
Более того, Россия официально, на высшем уровне осудила их. И потом, эстонский историк не может не знать, что на стороне немцев в 1941-1944 годы воевало в разы больше эстонцев, чем их было депортировано. Поэтому аргумент о том, что каждая семья знала о сталинских репрессиях, но не ведала о том, что творилось в Эстонии в страшные годы войны, сравнимо с политическим шарлатанством.
Так отчего эстонская пропаганда реанимирует «болячки», гиперболизирует их, шельмует сегодняшнюю Россию, которая, между прочим, тоже отказалась от «проклятого коммунизма» и в этом обе страны сегодня близки друг другу? Если раньше нацисты декларировали, что Россия опасна большевизмом, то эстонская элита верещит о том же, но на свой лад – о ее агрессивности. На самом деле первая мечтала о завоевании России с ее ресурсами, вторая, как верный вассал, подыгрывает сегодня «господам мира» – США.
Что касается агрессивности Кремля, то это даже не смешно. После развала Горбачевым и Ельциным Советского Союза, Россия под давлением Запада «оголилась» за счет отпавших окраин. То есть Запад наступает, а Москва – агрессивна. Чудная логика! Ее проводником остается упомянутый выше Март Лаар. В последнем номере эстонского журнала «Дипломатия» он выступил с воинственной статьей, в которой упрекает Запад за то, что тому понадобилось десять лет, чтобы прислушаться к Эстонии, давно призывавшей НАТО строить свои планы с учетом растущей агрессивности России. И снова – страны НАТО не перестают воевать по всему миру, а Россия – агрессивна. Или, если Россия и Белоруссия проводят армейские учения у границ прибалтийских стран, то это агрессивность, а когда сейчас в Прибалтике проходят учения НАТО у границ России, то это – «мир и дружба»?
Еще забывчивость эстонцев Игорь Копытин объясняет тем, что с уходом немецких оккупантов в 1944 году, повторится ситуация, предшествовавшая возникновению Эстонской Республики после революций в России в 1917 году. То есть, когда с уходом одних оккупантов (немцев), другие (Красная Армия) замешкалась, и была провозглашена независимость. И снова ложь. Во-первых, не надо говорить за всех эстонцев. Из 240 тысяч большевиков летом 1917 года 40 тысяч были эстонцы, 80 тысяч – латыши, то есть каждый второй большевик тогда был родом из Прибалтики! И еще нехорошо забывать историку, что эстонские коммунистические полки играли важную роль в успехах Красной Армии на фронтах гражданской войны. Во-вторых, негоже забывать, что Советская Россия не «мешкала» в 1918-1920 годы. Просто Таллин пошел на беспрецедентное – за Юрьевский (Тартуский) мирный договор (признание независимости Эстонии) Россия заплатила огромную сумму золотом, отдала часть своих территорий. А благодарная Эстония сгноила в торфяниках тысячи и тысячи «белых» – русских солдат и офицеров Северо-Западной Освободительной армии Юденича, представлявших опасность для Петрограда.
Наконец, еще нюанс. Показательно, что и Игорь Копытин, как в последнее время и многие его единомышленники в Эстонии, упоминает только о жертвах среди евреев. Что это? попытка прогнуться перед Израилем, считаться с влиятельными международными еврейскими организациями? Или в Эстонии считают, что жертвы, понесенные Россией и другими странами (бывшими союзными республиками СССР) не достойны исторической памяти? Пошлость такой избирательности очевидна.
Димитрий Кленский
P.S.Можно было бы и не писать всего этого, поскольку тональность заявлений Игоря Копытина воспринимается, как оправдание. А это – верный признак хотя бы неполной, но, всё же, неправоты. И еще – можно смело говорить и об историке Марте Лааре и его
последователе Игоре Копытине, а также всём молчащем в данном случае эстонском обществе, что они видят и слышат только то, что им выгодно увидеть и услышать.
И это в Истории уже было не раз. Например, в нацистской Германии, когда все начиналось с патриотизма, в основе которого была жажда реванша за унизительное поражение в Первой мировой войне, а кончилось массовым зомбированием людей идеей превосходства одной нации над другими. Это – пример перерастания национализма в нацизм. Независимо от сегодняшних форм его проявления, это явление опасно и для Эстонии. Когда Игорь Копытин смакует сталинские репрессии, но не видит местного национализма с признаками преднацизма, то он оказывает эстонцам медвежью услугу.
|
|
|
В Государственном архиве ЭР хранятся образцы созданных немецкими оккупантами в содружестве с их подельниками-коллаборационистами пропагандистские плакаты с текстами на эстонском языке. На одном из них (см. фото) нарисован карикатурно изображенный еврей со звездой Давида, а озаглавлен плакат так: «ЕВРЕЙ – ВАШ ВЕЧНЫЙ ВРАГ» и еще «СТАЛИН И ЕВРЕИ ПРИНАДЛЕЖАТ К ОДНОЙ БАНДЕ ПРЕСТУПНИКОВ!». Огромный плакат заполнен к тому же массой антисемитских «заповедей». На другом – красноармеец посягает на эстонскую девушку и основной текст гласит: «ЭТО НИКОГДА БОЛЬШЕ НЕ ПОВТОРИТСЯ!».