Несколько проклятых вопросов об Октябрьской революции не дают покоя и через 95 лет после её совершения. В наиболее современном виде они выглядят примерно так: как могла православная Россия пойти против своего Бога и императора? Не иначе свою роль сыграли или немецкие деньги, или английские шпионы, или еврейский заговор...
Или всё-таки революции 1917 года - и Февральская буржуазная, и Великая Октябрьская социалистическая - были явлением чисто российским? Тем, которое могло произойти только в это время и только в этом месте? Ответы на эти вопросы «АиФ» ищет вместе с Роем Медведевым, историком, писателем.
Немецкие деньги?
- Версия о том, что Октябрьская революция ни за что не произошла бы без немецких денег, появилась ещё в 1917 г. Фальшивка о том, что Ленин - немецкий шпион, была запущена в Петрограде летом того года, известна даже фамилия полицейского чиновника, возбудившего по этому поводу уголовное дело против него и Троцкого. Тогда, напомню, по постановлению ЦК Ленину на суд идти запретили, хотя он и был готов. Позднее версия про «деньги германского генштаба» была крайне популярна в белогвардейских кругах - вплоть до тех пор, пока эти круги не вымерли в эмиграции от старости.
В самом немецком генштабе этот вопрос тоже обсуждался. Большевистская антивоенная пропаганда разлагала армию, и немцам это было на руку. Однако решений о выделении денег принято не было, вся помощь немецкого генштаба свелась к тому, что было дано разрешение на проезд «пломбированного вагона» через территорию Германии в Швецию.
Еврейские мозги?
Идея о том, что революция устроена мировым еврейством, появилась чуть позже, примерно в 1918 г., когда Троцкий возглавил военное ведомство новорождённого Советского государства. Среди комиссаров и начальников всевозможных политических управлений действительно было очень много представителей этой национальности. Однако связано это было не с мифическим заговором «мировой закулисы», а с тем, что евреи в царской России принадлежали к числу дискриминированных и преследуемых наций. Протестные настроения в еврейских кругах были более популярны, чем, допустим, среди русских. Правда, среди других национальных меньшинств - финнов, латышей, литовцев, эстонцев - процент недовольных режимом был не меньше, чем среди евреев.
Страна устала от потерь, от поражений, устала от войны. Настроения у десятимиллионной армии были хуже некуда. После трёх с лишним лет войны Россия больше не хотела воевать. Неслучайно Октябрьская революция произошла вскоре после провала июньского наступления на Германском фронте. Но многим эти объяснения кажутся скучными, а «теория заговора», напротив, волнует воображение.
Терпение или восстание?
После того как распался Советский Союз, стало возможным обсуждать ещё одну проблему. А не было бы лучше и для современников, и для потомков, чтобы Русской революции вовсе не было? Ведь, как ни крути, царская власть была вполне легитимной, а тот режим, который пришёл ей на смену после Октября, вызывал большие сомнения в своей законности и вообще обернулся ужасами ЧК и ГУЛАГа. Может, зря царя свергали?
Может быть, с точки зрения сегодняшнего человека, зря. Но тогда, 95 лет назад, для думающей части русского общества царский режим был невыносим. Даже конституционные демократы, либералы и буржуазия боролись за смену власти. О последствиях не задумывались - это судьба большинства революционеров.
Интернет-опрос | |
---|---|
Великая Октябрьская революция… ■ Подтолкнула страну в пропасть - 47% (381 голос) ■ Была жизненно необходима для страны - 43% (351 голос) ■ Малозначимое событие в истории - 10% (84 голоса) Всего голосов: 816 Опрос проводился на сайте WWW.AIF.RU |
Революции вообще крайне редко приводят к тем результатам, которые ставили перед собой сами революционеры. Так всегда было и, видимо, будет. Даже сейчас оппозиционное движение, которое существует в России и требует ухода Путина, не может гарантировать, что вместо него у нас будет что-то лучшее, честное и справедливое.
На самом деле мудрые люди стремятся решать общественные проблемы не революционным, а эволюционным образом. Однако сделать этот выбор часто не в человеческих силах. Революции, даже такие тщательно подготовленные, как Октябрьская, скоро начинают развиваться по своим стихийным законам. На политическую арену выходят такие общественные группы, о существовании которых не подозревали ни кабинетные революционеры-теоретики, ни даже боевики-практики. И именно эти «тёмные лошадки» начинают править бал.