ИСТОРИЯ

«Заструненный волк»  Автор: Кившенко Алексей Данилович

 

«Заструненный волк»  Автор: Кившенко Алексей Данилович  

«Заструненный волк»  Автор: Кившенко Алексей Данилович

Размер: 29 x 51 см. Техника: Холст, масло. Время создания: 1891

Местонахождение: Иркутский областной художественный музей им. В.П.Сукачева

Нечто о волках на Дону

Нечто о волках на Дону // Сенюткин М. Х. Донцы. — М., 1866.— 484 с. Часть 2. С. 81.

Беда овцам, где нет добрых собак, и где пастухи, видя дневный грабеж волков, ничего не могут с ними сделать. Коршун не скорее уносит цыплят, как волк овец. У бывшего крестьянина моего Федора Тимофеева, по его словам, паслось однажды в большом стаде только две собственные его овцы. Сам он был пастухом. И что же? При его глазах два волка вдруг вскочили в стадо и, как нарочно, унесли обеих. Случай этот он приписывал наказанию Божию. Поэтому у овчаров на Дону принято за правило держать при стадах самых злых собак. Разумеется, от таких собак не бывает прохода ни волкам, ни людям.

Из всех домашних животных только бык (бугай) и жеребец не боятся встречи с волком. При нападении серого, бык обыкновенно старается защитить свой зад. Для этого он прислоняется к какому либо предмету (дереву, стогу и т. под.), и потом, уставясь лбом в землю и изредка поматывая головой, спокойно ждет своего врага. Как ни хитер серый, трусит однако попасть на бычачьи рога, и от того редко на него нападает. Другое дело жеребец. Нападая на него, волк употребляет удивительную хитрость, достойную человеческой. Одному знакомому мне старику пришлось быть зрителем подобной сцены. Сильный и гладкий жеребец ходил в поле с косяком лошадей. Волк долго захаживался около него, хватался за хвост, но все понапрасну: конь скоро вырывался и бил задом. Тогда (говорит очевидец) волк отошел от него на несколько сажен, стал есть землю— без сомнения для того, чтоб отяжелеть,—потом, улучивши благоприятную минуту, снова ухватился за хвост жеребца, крепко уперся в землю передними ногами, и лишь только последний протащил его несколько саженей, вдруг разом пустил его Конь от напряжения, потеряв равновесие, грянулся оземь, а волк с быстротой молнии перехватил ему горло. —Впрочем такая победа редко удается волку. Обыкновенно лошади (точно также и волы), при нападении волка, становятся в круг или каре, и, поместивши молодых внутри, а старых наперед, беспрестанно кружатся, под защитою жеребца, чтоб не дать волку возможности ворваться в средину. Случается, что от такого беспрестанного движения лошадей на том же месте в одну ночь образуется настоящий ток. Причем обыкновенно, от давки и тесноты помещения, несколько слабых жеребят, затоптанных лошадьми, делаются поживою волка.

Многие думают, что человеку безопасно можно встретиться с волками. Но это несправедливо. Правда волк, как и всякий хищный зверь, боится человека, особенно человеческого голоса, свиста, звону; самый трусливый человек может отделаться от волков, если успеет внезапно испугать их. Но это бывает не всегда. Волк очень хитер и сметлив. Если он заметит при встрече, что ему бояться нечего, то становится дерзким, и в таком случае нужно большое присутствие духа, чтоб избавиться от беды. Немало погибло на свете охотников от волков чрез свою излишнюю самонадеянность. Особенно волки делаются страшно-лютыми, когда защищают своих волчат. — Три года тому назад, бывший крестьянин брата моего Кирила Никоненков — мужчина лет 55-ти, крепкого сложения, охотник, прошедший на своем веку, что называется, сквозь огонь и воду, — весною, на Троицын день, выехал из своего поселка (Сенюткина) на волах в степь накосить сена. Так как на этой степи водятся сурки, то он запасся несколькими капканами. Отъехав верст 10 от поселка, Никоненков остановился над логом Крутым, и взявши с собою пару капканов, спустился в лог, где растут терновые кустарники. Проходя мимо их, он заметил по траве звериные следы, но не обратил на это большого внимания, занятый мыслью о сурках. Лишь только он стал становить капканы над сурчинами, как вдруг из терновника выскочила пара волков (волк с волчицею), у которых были там детеныши. Разумеется, первым делом крестьянина было испугать волков; он стал свистать, кричать, звенеть капканами. Не тут-то было: волки отбежали от него, саженей на 20, сели и скалили зубы. Оторопь нашла на Никоненкова. Мигом он сообразил, что с двумя волками трудно ему справится, имея в руках только пару капканов. Для этого он поспешно отретировался к возу, но, добежав до него, к ужасу, заметил, что волки преследуют его по пятам, и в то же время мигом атаковали ого собаку. Оробевший крестьянин едва успел вскочить на воз, как испуганные волы понесли его по степи во всю прыть, что твои кони. Напрасно он махал косою: остервенившиеся волки неотступно преследовали его более 2-х верст, беспрестанно кидаясь на собаку, искавшую себе спасения под возом. Добежав до балки, волы стремглав ринулись с крутизны вниз. В это время находившийся на возу бочонок е грохотом покатился наземь и, кажется, напугал в свою очередь волков. Они остановились. А крестьянин, ни жив — ни мертв, воротился в поселок и с той поры, прежде смелый охотник, боится один выходить в лес, подтвердив примером своим известную пословицу: волков бояться—в лес не ходит. 

Обсуждение закрыто

ТОП-5 материалов раздела за месяц

ТОП-10 материалов сайта за месяц

Вход на сайт