Архивные материалов

К моему удивлению в 2008 году госдепартамент статистики успел провести первое в Эстонии (по еврометоде) сопоставимое исследование нарастающей в обществе бедности. Оно срезонировало с публикацией результатов исследования двумя эстонскими докторантами трендов роста экономической дискриминации среди работающих мужчин "иммигрантского происхождения" за весь период от завоевания новой независимости ДО вхождения в нынешний затяжной кризис (2007). Здесь не место реферировать - узкому кругу специалистов и некоторым политикам эти результаты известны - отметим только, что половина всех семей живут у самой черты бедности, а дополнительная экономическая дискриминация "иммигрантов" (выросшая до 25% от средней "эстонской" зарплаты) выводит большинство этих семей за европейскую черту относительной бедности.

Даже в такой относительно усеченной форме проблему бедности не осмеливается сегодня резюмировать ни одна из политических партий, соревнующихся в предвыборных обещаниях на тему скорого удвоения-утроения минимальной зарплаты и пенсии. Если добавить сюда еще 2 экономических фактора, то картина приобретает совсем другой и куда более серьезный смысл:

во-первых, устойчивый рост бедности и экономической дискриминации перекрывается хорошо известным трендом резкой поляризации населения на богатых и бедных. По части экономической дифференциации населения (по доходам и расходам) Эстония выделяется среди переходных стран "бывшего социализма" = мы построили самое экономически несправедливое общество, где доходы 10% самых богатых семей в 15 раз превышают доходы 10% наиболее бедных семей (исключая нищих). Что сближает нас с Украиной и Молдавией больше, чем со странами Скандинавии, где эта разница самая низкая в мире (в 5 раз). Самое печальное, что как показали исследования 200-летней истории США, что эта разница не меняется на протяжении истории, то есть уровень справедливости в принципе нерегулируем. Это наша родовая травма - и стать обществом скандинавского типа нам не светит уже никогда. Это что касается стратегического фактора.

Во-вторых, после пика острого кризиса наша экономика одной из первых вошли в рецессию, то есть в долгий период 0-роста. То есть нет возможности нового накопления сил для будущего рывка. Все признаки тут налицо - и бегство человеческого капитала одно из самых мрачных. Рецессия может обрушить экономику в состояние прямой зависимости от завоза неквалифицированной рабочей силы, то есть перевести Эстонию из разряда развивающихся стран в разряд стран третьего мира.
Такие дела.

По теме: http://slavia.ee/index.php?option=com_content&view=article&id=12544:camoe-vremya-vspomnit-nashu&catid=89&Itemid=231

Обсуждение закрыто

ТОП-10 материалов сайта за месяц

Вход на сайт