- Как враги годами «топили» Эдгара Сависаара и его партию.
- «Три сестры» возникли также неожиданно, как и исчезли.
- Как свои стали «топить» Сависаара, а может и свою партию.
- Что важнее: социальная политика или дружба с Россией?
- Как бы остающаяся в тени антироссийскость Ратаса.
- Защита русских и русскоязычных жителей и ее имитация I.
- Защита русских и русскоязычных жителей и ее имитация II.
- Защита русских и русскоязычных жителей и ее имитация III.
- Как маскируют дискриминацию, наводя тень на плетень.
- Ратас/Тоом – угроза войны, Сависаар/Иванова – надежда на мир!
Жалкий конец «русской» политики Эстонии
или Как «русскоязычные» политики-приживалки предали перед муниципальными выборами не только местное русское население, Россию и «Русский мир», но и свою нынешнюю страну пребывания
В восстановившей независимость Эстонии развернувшаяся перед муниципальными выборами избирательная кампания приобрела невиданное политическое напряжение. Политики и СМИ, будто с цепи сорвались – нападают друг на друга со всей «африканской страстью».
Самая общая причина этого – резкая смена поколений в эстонском политическом бомонде в условиях эпохальных перемен в нынешнем мироустройстве. В первом «повинны» сами политические «зубры», воспитавшие вместо достойной себе смены малоопытных, но тщеславных политиков, прозванных в народе «бройлерами» и живущими по принципу «Боливар не выдержит двоих». Второе придает особую остроту столкновениям мировоззренческих взглядов на место Эстонии в западном мире и ее реальной независимости.
Превращение страны в подобие протектората США , ее вассала, особенно в вопросах милитаризации государства (это по определению предполагает враждебное отношение к России), заставляет власти и политэлиту создавать видимость (видимость!) смягчения (в целом – нарастающего) русофобства, когда речь идет о дискриминации русского и русскоязычного населения страны (почти треть жителей Эстонии). Порой это вынуждает открыто, пусть и лицемерно, заигрывать с этой третью населения. Но это в свою очередь только заводит страдающих пережитками трайбализма naziоналистически настроенных политиков, все ощутимее и агрессивно выдвигающихся на политическую авансцену страны. Они не во всем приемлют слепое преклонение Эстонии перед Западом. Они же настаивают на усилении национального государства, усиления власти этнократии, то есть моноэтнической (русофобской) политики под не очень тщательно скрываемым в наши дни лозунгом «Эстония для эстонцев!»
Часть 1. Как враги годами «топили» Эдгара Сависаара и его партию
Нынешняя расстановка политических сил
И вот как тектонически меняющаяся в мире расстановка сил влияет на политические будни перед местными выборами в Эстонии.
Одна из парламентских партий из-за внутреннего кризиса – ультранационалистическая «Свободная партия» (Eesti Vabaerakond), идет на выборы не партийным списком, а в созданном ею избирательном союзе, дабы не афишировать свое «хуторское» мировоззрение и ксенофобию. Другая партия (IRL), не менее националистическая и трайбалистская. Она, маскирующаяся под респектабельных национал-либералов, «тает» на глазах из-за выхода из партии своих именитых политиков. Они не согласны с тем, что партия вошла в правительственную коалицию с левоцентристскими партиями. Даже еще недавно правящая национал-либеральная Реформистская партия (Eesti Reformierakond), отражающая интересы крупного капитала и финансового мира, стала ощущать скрываемое от широкой публики раздвоение. За взаимными антипатиями скрывается неприятие одной части партии другой, которая позволила себе выразить необходимость быть, более социальной, то есть думать о людях, а не только о власти и финансах.
Но главной силой, приведшей к буре в эстонской политике, стала раздираемая громкими скандалами и внутрипартийными склоками крупнейшая оппозиционная партия – Центристская. Правда, в оппозиции она только в парламенте, так как на местном уровне в районах компактного проживания русского и русскоговорящего населения центристы неизменно единолично управляют местными самоуправлениями.
Центристская партия известна и тем, что наиболее лояльна к русскому и русскоязычному населению, которое в благодарность голосует за центристов (в Таллине центристов поддерживают около 80% от тех, кто отдает за них голоса) во всех регионах, где преимущественно живут русские и остальные русскоговорящие люди. И хотя этническая дискриминация и русофобия государством сохраняется, люди выбирают не журавля в небе, а синицу в руках: из всех зол они выбирают меньшее.
Почему русские предпочитают центристов?
Есть еще одно отличное от других политических сил свойство центристов – последние два десятилетия они настойчиво отстаивали нормализацию отношений с Россией, хотя внутри партии ее праволиберальное крыло не разделяло этого. Добрососедских отношений с большим соседом добивался, прежде всего, основатель партии и крупнейший эстонский политик-государственник Эдгар Сависаар. Не зря он стал кумиром, если не иконой, русского и русскоговорящего избирателя, но в той же степени врагом официальной Эстонии – правящих в стране бал эстонских националистов-русофобов всех мастей, всего политического бомонда и, конечно, стоящих за ними западных кукловодов.
Единственное, за что они терпели Сависаара, так за умение нейтрализовать недовольство по сей день дискриминируемого русского и русскоговорящего населения. За эти заслуги лидера центристов иногда называют «громоотводом», не позволившим возникнуть ни одному межэтническому конфликту, кроме спровоцированной самой властью «Бронзовой ночи». Речь о садистски подавленных властью массовых беспорядках, вызванных правительством реформиста Андруса Ансипа решившееся убрать из центра города памятник советскому Солдату-Освободителю (от немецко-фашистских оккупантов).
Но после того, как в начале этого века политический ландшафт Эстонии был полностью зачищен от самостоятельных русских партий и политиков и за последние лет пять стало ясно, что русский и русскоговорящий обыватель в массе своей смирился со своим угнетенным положением, удовлетворился приемлемым для него минимумом потребительского пайка и блеском рекламы западного образа жизни и сказать, справедливости ради, оценил так любимые обывателем преимущества безопасной и размеренной провинциальной жизни, необходимость в сависааровском «громоотводе» отпала.
Навсегда устранить Сависаара из политики
Это означало, что враги Сависаара – сторонника нормализации отношений с Россией и уменьшения в стране несправедливости по этническому признаку, могли уже не церемониться. Уже не устраивать против него дешевые провокации с обвинениями в коррупции с целью очернить политика, а открыто поставить вопрос о его устранении, если не физическом (хотя и об этом говаривали в политических кулуарах), то политическом, безусловно. Сначала, есть и такая версия, Эдгара Сависаара заразили какой-то инфекцией во время его поездки в Юго-Восточную Азию. После возвращения в Эстонию он был при смерти. Но все же выжил. Правда, одну ногу пришлось ампутировать. И чудо, но «железный Эдгар» снова вернулся в политику.
Тут его враги стали действовать бесцеремонно – затеяли судилище, открыв, подогреваемое СМИ громкое, но более чем сомнительное в глазах общественности дело Сависаара о коррупции. Обвинение стало для суда основанием отстранить его от должности таллинского градоначальника. Всем все было ясно, тем более, что множество случаев уголовного свойства с действительно серьезными обвинениями в отношении других политиков-оппонентов центристов на протяжении многих лет просто не доходили до суда. Например, дело о пропаже 10 миллионов долларов, связанное с одним из бывших Комиссаров в Еврокомиссии, лидером реформистов Сиймом Калласом или махинации с финансированием хутора Эрма и покупкой жилья на Вышгороде в Таллине экс-президентом ЭР, «импортированном» из США Тоомасом Хендриком Ильвесом и многие другие скандалы. Цель проста: навсегда устранить неугодного упрямца из политики.
Его партия, как могла, сопротивлялась всему этому, по сути, внутриполитическому террору официального Таллина, цинизму и лицемерию врагов Сависаара и его партии. И, увы, особенно благодаря СМИ, отравленное русофобией общество смотрело на этот спектакль равнодушно – ведь с «рукой Москвы» не церемонятся. И, в конце концов, что-то надломилось в руководстве Центристской партии, которое, кстати, было выпестовано авторитарным Сависааром из молодых послушных карьеристов, служивших жесткому хозяину, пока властям и политическим недругам их босса не удалось расшатать стул под политиком N 1, коим его считают и многие его враги. Впрочем, неудивительно: в этой партии всегда господствовали три составляющие – две посильнее: либеральная и центристская, а также послабей – левая.
Часть 2. «Три сестры» возникли также неожиданно, как и исчезли
Миф не исправить, его можно заменить
В условиях настойчивого и непрекращающегося политического гонения Сависаара, устроенного государством и западными кукловодами, большая часть молодых руководителей партии центристов решила сдать вождя, начала против него подковерную борьбу.
И вот в прошлом году Сависаара уже не избирают председателем партии, а один из перспективных политиков партии, молодой Юри Ратас оказался в роли Брута. Сразу после смещения Сависаара с поста председателя партии, благодарные кукловоды Ратаса дают ему зеленый свет для долгожданной карьеры. Постоянное нахождение центристов в парламентской оппозиции било по самолюбию 40-летних центристов в окружении Сависаара, всех, кто мечтал о карьере и славе. А тут заморские кукловоды выводят центристов из опостылевшей оппозиции, ставят председателя партии Юри Ратаса премьер-министром и поручают сформировать коалиционное правительство. И всё это – вместо давнего соперника центристов – много лет правившей Эстонией национал-либеральной Реформистской партии, которую те же кукловоды лишь временно (если Ратас ослушается их) и в порядке освежающей общественную атмосферу ротации отправили в отставку.
Тут у окружения Юри Ратаса «в зобу дыханье сперло» от заманчивых предложений и перспектив карьерного роста. И большинство предавших Сависаара руководящих центристов, за исключением небольшой группы верных ему товарищей по партии, решительно отвернулось от него.
Это случилось в конце прошлого года. Вся русофобская Эстония торжествовала. Но при этом даже враги Сависаара намекали на то, что еще не все кончено, мол, тот, всю свою политическую карьеру, начиная с руководства четверть века назад Народным фронтом, он после каждой, казалось бы, успешной попытки «утопить» его, возрождался из пепла, как «птица Феникс».
Не зря на портале Postimees.ee авторитетный медиа-эксперт Рауль Ребане пишет: «В теории и коммуникаций есть элементарная истина о том, что миф нельзя исправить, его можно только заменить другим. Иначе говоря, надо предложить новую и мощную легенду. Заменить ту, которая касается Сависаара, совсем не просто. Надежда на избавление от Сависаара – мол, старый, больной и коррумпированный – не обязательно реальна, так как на выборах избирают не человека, а миф о нем. На его электорат совсем не обязательно должно повлиять судилище, так как у избирателя может сложиться впечатление, что власть хочет устранить безвинного героя. Роль жертвы может в данном случае быть даже положительной. Ситуация усложняется и тем, что в связи с новым подчеркиванием выбора между Востоком и Западом не так все ясно еще и в послесависааровской Центристской партии – со всех сторон поступают разные сигналы и огонь теплится под пеплом. Сдается, что важной темой становится утверждение статуса русского языка». Речь о последнем оплоте русскости в Эстонии, которой без сомнения будет дан последний и решительный бой в пользу эстонизации.
Предательство одной из «трех сестёр»
Этой осенью в Эстонии – муниципальные выборы. И, казалось бы, это – не поле для сависааровского Ватерло. Но у Сависаара нет выбора, и он принял вызов. Причем невольно содействовали этому и сами центристы, которому еще недавно они поклонялись, как идолу. Они решили, что Сависаар «списан». Возможно, прислушались к указаниям «сверху», не пущать Сависаара в политику. Или посчитали, что негоже «хромой утке», которого параллельно еще и судят, участвовать в выборах. А может, обрадовались шансу, избавиться от авторитарного стиля руководства своего бывшего лидера. Не исключено, что причина и в предвкушении сделать наконец-то «свою» карьеру, о которой, находясь в оппозиции, невозможно было даже мечтать. Короче, они опрометчиво «забыли» включить Сависаара в избирательный список партии в самой крупной части города Ласнамяэ, где преобладает русское и русскоговорящее население. Здесь половина избирателей на последних местных выборах отдала голоса за Сависаара. Это – 40 тысяч голосов – рекорд Эстонии, к такому успеху никто даже не приближался.
Это-то и возмутило внутрипартийную оппозицию – сторонников Сависаара. Они взяли инициативу на себя. Благодаря прессе за ними закрепился бренд «три сестры», это – русскоязычный евродепутат Яна Тоом, также видные центристки Ольга Иванова и Оудекки Лооне (яркий представитель «левого» крыла партии). После безрезультатных переговоров с руководством партии они заявили, что создают (отдельно от партии) свой избирательный союз во главе с Эдгаром Сависааром.
Летом нынешний лидер партии Юри Ратас и его окружение с трудом скрывали панику, но все разрешилось совершенно неожиданно. На пресс-конференции, в ходе которой было обещано сообщить окончательно о создании списка Сависаара, русскоговорящий евродепутат и центрист Яна Тоом заявила, что передумала и в игре «трех сестер» участвовать не будет. По ее же признанию такое решение она приняла ночью, за несколько часов до пресс-конференции. Будто бы совет ей дал человек, назвать имя которого она не захотела. И вряд ли тайну эту она раскроет вообще.
Как Тоом объясняла уход от Сависаара
И основано это решение, будто бы на беспокойстве о будущем Центристской партии, на том, что с Ратасом удалось договориться. Но о чем? Вот ее ответ: «Мы договорились о создании кодекса партийной этики, о расширении числа участников конгресса и участников рабочих совещаний руководства партии – на них я больше не нахожусь в вакууме… Подумали, вписали еще ряд пунктов по трем блокам: город, партия и политика в целом. С этим пошли – и обо многом договорились. И что мне нравится: Юри Ратас держит слово!»
И что? Вот заголовок новости: «Тоом: не надо исключать из партии перебежчиков в лагерь Сависаара». Но через месяц их-таки исключили! Так держит слово премьер-министр и лидер центристов.
Поражает и другое – Яна Тоом решает международные проблемы – защищает президента Сирии Хафеза Ассада, комментирует статью 5-ую Договора НАТО с приходом Дональда Трампа, поражена недальновидностью президента Литвы, озабочена подозрениями коллег в Европарламенте, будто Путин и Асспанж не причастны (какая осведомленность!) к беспорядках в Барселоне…
Но при этом ее «не поражает» пронатовская и антироссийская политика нового лидера партии Ратаса. Удивляет и ее вялое отношение к «русскому вопросу». Вот ее признание по поводу переговоров с Ратасом перед возвращением в его объятия: «В коалиционном соглашении удалось добиться в интересах русского избирателя немногого». На этом поприще за нее отдуваются безбожно притесняемые властями местные правозащитники. Это тем более удивительно, что один из них, член Объединенной Левой партии Эстонии Сергей Середенко, только что заявил на ежегодной конференции ОБСЕ в Варшаве: «Самым дискриминируемым национальным меньшинством в Европе на сегодняшний день являются русские. Я говорю об институциональной дискриминации».
После того, как Яна Тоом решилась отмежеваться от Сависаара, в Эстонии поднялся информационный «ураган». Ибо недолгим было ликование руководства Центристской партии. Но также и ее врагов, давно мечтающих положить конец единовластию центристов в столичном «парламенте».
Очень скоро Ольга Иванова и Эдгар Сависаар заявили журналистам, что альтернативный избирательный союз все-таки будет создан. Более того, очень скоро со списком Сависаара объединился другой избирательный союз – «Деловой Таллин», который создали два известных бизнесмена: Урмас Сыырумаа (самый влиятельный бизнесмен Эстонии 2015 года) и Юри Мыйз (в прошлом – мэр Таллина). Начало был многообещающим.
Димитрий Кленский Сентябрь-октябрь 2017
Продолжение следует...