Архивные материалов

Обращаюсь к Вам, гаранту Конституции ЭР, как к лицу, призванному определять нравственную атмосферу в нашем многонациональном обществе, а значит, призванному воплощать в себе представление народа о справедливости.

Только что отложен суд по делу Эдгара Сависаара, которого из зала суда увезла «Скорая помощь».

В наших СМИ обсуждение еще до суда и в первые дни судебного процесса обсуждение состояния здоровья бывшего главы Центристской партии и мэра Таллина цинично названо «комическим» и даже «цирком». И это при том, что таковым не считается досудебное преследование Сависаара (с нарушением презумпции невиновности), унижающая его человеческое достоинство травля эстоноязычными СМИ.

Неужели суд станет судилищем?

При всем уважении к правоохранительным органам как к институту власти, считаю необходимым обратить Ваше внимание на то, что частью общества «дело Сависаара» воспринимается как политическая месть, как давнее преследование его высшей политической элитой страны, многие годы жаждущего  политической и даже физической смерти «отца Поющей революции». Между тем, он в числе первых, если не первый, обеспечил восстановление Эстонии, как независимого государства.

Обращает на себя внимание, что дело об убийстве в 2007 году в «Бронзовую ночь» гражданина РФ, жителя эстонского Причудья Дмитрия Ганина было только что закрыто, поскольку найти за десять лет виновных, так и не удалось. Зато многие годы  правоохранительные органы, как пиявки,  «присасывались» к Сависаару, дотошно выискивая основания для предъявляемых ему обвинений, и каждый раз очерняя политика.

Немало людей полагают, что у всех эстонских политиков рыльце в пушку, но не всем правоохранительные органы оказывают одинаковое внимание. Разумеется, в правовом государстве ничто не освобождает от ответственности перед Законом. Но согласитесь: ненормально, даже опасно, когда общественное мнение рассматривает «дело Сависаара», как судебный фарс. Последний раз претензии ему предъявили после попытки сформировать новую правительственную коалицию. Кстати, она-таки состоялась, но, чего и добивались его враги, без Сависаара. До этого – после поездки в Тайланд, где он «подцепил» какую-то инфекцию, ему прочили смертельный исход, но в итоге Сависаар выжил, хотя пришлось ампутировать ногу. Немало тех, кто считает, что его пытались уничтожить физически. Все это говорит о том, что не все в порядке в нашем государстве. Я бы характеризовал это эстонским словом «mäda» (по-русски – гнойный, тухлый).

У них – Трамп, у нас – Сависаар?

«Дело Сависаара», пусть в мини-варианте, напоминает пошлое и состряпанное в США «дело Трампа», которое справедливо названо им самим и объективными обозревателями «охотой на ведьм». Сходство объясняется не только методами террора против Сависаара и Трампа, но и причиной этого – неприятие в любой форме России и русскости, против чего особенно яро выступили запутавшиеся в сетях глобализма транснациональные компании, мировая финансовая олигархия и адепты глобализации мира.        

Возникает вопрос, кто организует эту «охоту», что, кстати, открыто дискредитирует бессилие сторонников однополярного мира опровергнуть упреки в их стремлении обеспечить демократию и весь западный мир с полным набором его ценностей, но только для себя родимых и своих вассалов за счет остального мира.

Кто виноват в таком политическом преследовании Сависаара в Эстонии? Вопрос не праздный, так как нестабильность в обществе подтачивает государственные устои и угрожает независимости Эстонии. Смею утверждать, что за политическими преследованиями Сависаара стоит некий круг высших должностных лиц, которые с самого начала восстановления независимости Эстонии в 1991 году взял курс на интеграцию с Западом и противостояние с Россией.

Плохие отношения нашего государства с восточным соседом могли бы сильно ухудшить социально-экономическое положение в стране. Этого не случилось в полной мере, так как наша политическая элита в обмен за мощную финансовую подпитку сделала ставку на Запад и стала против воли народа исполнять роль пса на цепи, лающего на Россию по указке новых хозяев, превративших страну фактический в заокеанский доминион – форпост русофобии. И это при том, что в стране почти треть населения – неэстонцы, а каждый четвертый – русский, многие, из которых сохраняют связь с Россией и живущими там родственниками.

За счет кого у нас жить хорошо?

Повторюсь, Эстония обеспечила относительное благополучие всего населения, но только в той степени, чтобы недовольство не выражалось массово и открыто, в том числе русским и русскоязычным населением. Это объясняется не только открытой, но и выгодной для титульной нации (эстонской части населения) открытой и скрытной дискриминационной политикой государства по этническому признаку и жесткому политико-полицейскому преследованию русских и русскоязычных политиков и правозащитников, которые неукоснительно следовали и следуют нормам Евросоюза в области прав человека и национальных меньшинств.

Есть и другое существенное объяснение видимости межэтнического мира – недовольство русских и русскоязычных жителей своим, с самого начала восстановления независимости Эстонии, ущемлениями их прав, было нейтрализовано той же Центристской партией Эстонии и, прежде всего, Эдгаром Сависааром. Ради расширения своего избирательного электората многие годы во многом имитировалась защита русских и русскоязычных жителей, в результате чего центристы сумели войти в доверие к национальным меньшинствам. Этого добились за счет акцента на социальную составляющую (кстати, в интересах всего населения) в национальной политике центристов и их ориентации на нормализацию отношений с Россией. Это – принципиальная позиция Сависаара.

Но когда государство решило задачу нейтрализации русского и русскоязычных меньшинств, настала очередь самой Центристской партии, и, конечно, до недавнего времени ее лидера Эдгара Сависаара.

«Охота» русофобов на русскость?   

И это, вместо благодарности. По сути, за роль «громоотвода», заземлявшего «русское  недовольство», исключавшего «русский бунт», его  незаслуженно третировали обезумевшая от национализм и русофобии политическая элита, и Полиция безопасности. В том числе и их прислужники – наши СМИ, как эстоноязычные, а в последние годы и русскоязычные. Можно говорить о патологической ненависти к Эдгару Сависаару, и не только из зависти за его талант политика и не только за его авторитарный стиль руководства. Главной его «виной» стал отказ от русофобии и ухудшения отношений с Россией. И впрямь, когда русское и русскоязычное население окончательно замолчало, когда было зачищено самостоятельное русское политическое поле, начался следующий этап – добровольно-принудительная эстонизация (вестернизация) молодого поколения неэстонцев. Власти уже не было надобности заигрывать с русским и русскоязычным населением (пряник). А вот русофобия и антироссийскость (кнут), тотальная пропаганда «русской угрозы» получили развитие. Это позволяет умиротворять недовольство эстонской части населения, нагоняя на него страх перед мифической российской угрозой и придуманными властями «пятой колонной» и «рукой Москвы». По сути, война с Сависааром велась государством и против всего русского.

Длящееся двадцать лет противостояние русофобской националистической полиэлиты с Эдгаром Сависааром и созданной им Центристской партией приняло с годами уродливые формы. Как политический соперник он изображается, чуть ли, не государственным преступником. Это – пошлая, позорящая Эстонию отвратительная карикатура на правовое государство.

Русофобия оправдана Историей?

Отчего все так и почему я так категоричен? Эстонское государство – молодое. У него нет еще достаточного  опыта межгосударственных отношений, регуляции межэтнических отношений внутри страны. В Эстонии не было своего национального дворянства, а офицерство существовало суммарно всего четыре десятилетия, не пустила глубокие корни и интеллигенция. Порой ощутимы атавизмы трайбализма в политике.

Многовековое иноземное (прежде всего немецкое) владычество на территории нынешнего Эстонского государства объясняет и ксенофобию, по показателям которой мы занимаем одно из ведущих мест в Евросоюзе. В последнюю четверть века это явление переросло в махровую русофобию, кстати, ныне во многом искусственно подогреваемую. Будто без нее нельзя создавать нормальное государство, строить которое в таком случае активно и сознательно (не имитируя, как сегодня, это делают русские и русскоязычные активисты-коллаборционисты) помогли бы и неэстонцы. Но это предполагает во всем равные права с эстонцами, всеми правопреемными гражданами ЭР.  

На детскость эстонской политики накладывают свой отпечаток и небольшие размеры государства, а также его расположение на стыке двух цивилизаций – западной и российской, из-за чего геополитически Эстония оказалась в незавидной роли лимитрофа.

Став членом Евросоюза, для Эстонии это уже не  оправдание, а объяснение! Понять и принять это – задача эстонского общества и государства. Только это – залог межэтнического мира.

В интересах народа или Запада?

Примитивизм государственного мышления (сегодня его носители живут текущим днем, а не завтрашним, что по Черчиллю под силу только государственным мужам), в  силу обстоятельств пагубно сказался на становлении Эстонского государства, а еще больше – гражданского общества и межэтнического мира. Последнего как раз и  добивался после трагических для всей Эстонии «Бронзовых ночей», пожалуй, единственный у нас с государственным мышлением политик Эдгар Сависаар. Но ему небезуспешно противилась служившая Западу, и, прежде всего, США наша национальная политэлита, цель которой – служить Вашингтону и Брюсселю, а не эстонскому народу.   

Ясно, что Западу легко манипулировать не имеющей опыта государственного управления, к тому же ныне молодой и «зеленой», политэлитой Эстонии.

Нынешней эстонской политической жизнью, которая сводится к угодничеству Западу, низкопоклонство перед ним, не востребована самостоятельность эстонских политиков, отчего у нас так много молодых политических «бройлеров». Они не способны отстоять реальную независимость Эстонии, но способны лишь услужить западным хозяевам, осуществляющим внешнее управление страной. Именно поэтому были провалены последние президентские выборы, на которых были отвергнуты кандидатуры, безусловно, последних корифеев современной эстонской политики – Сийма Калласа и Аллара Йыкса, способных хотя бы в чем-то демонстрировать политическую волю и самостоятельность ради отстаивания, прежде всего, интересов народа, а не США и Евросоюза.

«Своих» принято выгораживать?  

Мои беспокойства подтверждаются и тем, что законности в отношении политиков у нас в стране добивались и добиваются избирательно. Дела по серьезнейшим правонарушениям тех, кто занимает прозападные и антироссийские позиции, спускают на тормозах или вовсе закрывают.

Не совсем еще забыто давнее скандальнейшее дело с пропажей в одном из  банков десяти миллионов долларов, когда президентом национального Банка был Сийм Каллас, ставший крупным евро-чиновником. А приватизационная махинация с квартирами на Вышгороде экс-президента ЭР Тоомаса-Хендрика Ильвеса и экс-координатора эстонской разведки Ээрика Нийлеса Кросся? Или злоупотребления того же экс-президента ЭР Ильвеса с финансированием его хутора Эрма в уезде Вильяндимаа? На слуху шумиха вокруг попахивавшая коррупцией деятельность фирмы «Ауторолло» и бывшего министра окружающей среды Кейт Пентус-Розиманнус, а также скандал с Таллинским торговым портом, руководители которого попались на взяточничестве и отчислениях денег правящей партии. Никто не ответил и за эпопею с ликвидацией государственной авиакомпании Estonian Air.

И это не весь перечень. Возникает законный вопрос: а не подрывает ли как раз такая безнаказанность, по крайней мере, в перспективе, устои нашего государства, чего как раз не скажешь (будем честными!) про надуманную угрозу нашей государственности от мифической «руки Москвы», не существующей «пятой колонны» и вещающей правду об Эстонии «пропаганды Кремля»?       

Разве не всё в руках эстонцев?

Сегодня, когда даже зараженная духом потребительства русская и русскоговорящая часть населения политически подавлена, всё – в руках эстонской стороны. Но создается впечатление, что именно эстонское общество, особенно политэлита и интеллигенция, страдают комплексом национальной неполноценности – ведут  себя по отношению к неэстонцам также высокомерно и по-барски, как много веков остзейские бароны относились к своим крепостным – эстонцам.      

Но в XXI веке пора бы уже отказаться от антироссийскости и пещерной русофобии – стать европейцами. Только и всего! Даже несмотря на то, что искусственно нагнетаемая русофобия приняла на Западе тотальный характер. Но это – не в интересах эстонского народа. В цивилизованном мире надо исходить из национализма, как патриотизма, а не национализма, замешанного на русофобии, что превращает патриотический национализм в пронацизм.  

Если же всё это еще нереально, тогда Эстонии надо отказаться от подписи, которой она 1 мая 2004 года скрепила соглашение о вступлении в Евросоюз. Русская Эстония ждет реализации справедливости и равноправия не на бумаге, а в реале. Глупо обвинять Россию и русских во всех мыслимых и немыслимых грехах. Просто мы, русские, не плохие, мы – другие.

Поэтому не надо переформатировать на мировоззрение, надо лишь одно: русские и русскоязычные должны быть законопослушными. Остальное требует всего лишь взаимоуважения.   

А что касается плохих людей, то у всех народов их процент одинаков.

А что на деле? Только что на портале rus.Postimees опубликованы две статьи с выразительными заголовками: «Эркки Баховски: среди нас живут носители мышления, которое может вести к депортациям» и «Рейн Руутсоо: Эстония – национальное государство, «равные» права – демагогия». Первый – известный колумнист, второй – обществовед, профессор Таллинского университета.

«Стеклянный потолок» – норма?

Не отстаете и Вы, г-жа Президент. Этот же портал цитирует Ваше интервью The Washington Post. Вы считаете, что «Россия представляет собой угрозу… Некоторые пропутинские радикалы очень хорошо говорят по-эстонски… Мы не должны принимать чей-либо язык за стремление разделять их образ мыслей».

Спасибо за откровенность, пусть и витиеватую. Но все же одно «но» – Вы намекаете на то, что «пропутинских радикалов» ждет та же судьба, что случайно погибшего в ходе массовых беспорядков после сноса «Бронзового солдата» (памятник советским воинам) жителя Эстонии Дмитрия Ганина или крупного политика Эдгара Сависаара, ратующего за эстонско-российское партнерство?    

Остается только напомнить Вам, что отрицаемая Вами, лидерами общественного мнения, эстонскими СМИ этническая дискриминация существует реально. Вот Вам тезисно о том, что представляет в Эстонии «стеклянный потолок» возможностей для неэстонцев. Прежде всего – существенные ограничения избирательного права. А еще – явное преимущество эстонцев в трудоустройстве и заработной плате, дискриминация русского языка и образования на русском языке, значительно более высокая по сравнению с эстонцами безработица, значительно меньшие возможности карьерного роста русской молодежи, даже свободно владеющей эстонским языком.

А еще – отказ приходам Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата (самая многочисленная конфессия в стране) в возвращении им их довоенной недвижимости. Среди недоедающих и голодающих детей Эстонии, а это – четверть их общего числа в стране, преобладают те, кто проживает на «русскоязычном» северо-востоке Эстонии. Аннотации к товарам ручной продажи и рецептурным лекарствам уже четверть века в Эстонии не сопровождаются переводом на русский язык. И т.д. и т.п.

Димитрий Кленский, журналист, русский гражданин ЭР

Таллин, 17 июня 2017.

 

P.S.Вот почему «Бронзовый солдат», что на прежнем месте, что на новом, был и остается «островком свободы», местом ощущения чести и достоинства тех, кого в Эстонии считают пришлыми и «второсортными». И это при том, что нынешнее поколение оказавшихся после последней войны в стране русских и русскоязычных жителей живет в стране уже во втором, а то и в третьем поколении. А десятая часть русских Эстонии составляет наряду с эстонцами т.н. коренное население.

Add comment

 


Security code
Refresh

ТОП-10 материалов сайта за месяц

Вход на сайт