Архивные материалов

Отставка?

В высказывании Лиги сразу три прокола, два из которых могли бы заинтересовать адвокатов Осиновского. Первое – завуалированное этническое оскорбление, второе – неуважительное отношение к партии соцдемов (кстати, находящейся сейчас в одной правительственной коалиции вместе с партией Лиги), наконец, третья – угроза, не понять в чём она заключена, но тем и зловещая.

А как среагировали эстонские политики? Можно ограничиться и заголовками новостей.

Соцдемы: «Осиновский: я бы после такого заявления Лиги подал в отставку».

«Миксер (министр обороны, лидер партии. – «НьюсБалт») советует премьер-министру заменить Лиги на нового министра».

«Эйки Нестор (спикер парламента, один из лидеров партии. – «НьюсБалт») о поведении Лиги: с этим политическим скандалом должен разобраться премьер-министр».

Реформисты, товарищи Лиги по партии: «Рыйвас (премьер-министр ЭР. – «НьюсБалт») о посте Лиги: это выглядело очень скверно».

Кая Каллас (видный деятельно правящей Реформистской партии. – «НьюсБалт»): «В Европе такое не принято».

Даже партия IRL: «Рейнсалу (лидер этой националистической партии. – «НьюсБалт»): не представляю себе, чтобы Лиги оставался на своём посту».

Сам президент Эстонии: «Ильвес: от решений Рыйваса и Лиги зависит доверие к исполнительной власти».

«Делить народ на своих и чужих по национальности или мировоззрению было бы пренебрежением к самому себе».

«Член правительства Эстонской Республики не может оскорблять – даже ненамеренно – своих коллег из-за пола, национальности и происхождения. Подобное унижение других для нашей системы ценностей неприемлемо».

Наконец, сам виновник переполоха: «Мы – христиане, извинения принесены».

Любо-дорого читать и слышать, ведь эти слова естественны для цивилизованного мира.

На поверку же – всё это лицемерие. Выдаёт это и лукавство министра внутренних дел, социал-демократа Андреса Анвельта. Он заявил: «Поливание оппонентов грязью из уст Юргена Лиги ничем не отличается от анонимных интернет-комментаторов, которые, прикрываясь свободой слова, отравляют наше публичное пространство». 

Ой, только ли они? Насколько искренне шпыняют Лиги сами эстонские политики?

Извинение

Что значат слова Лиги, что «извинения принесены»? В приличном обществе этого мало, они должны быть ещё и приняты. Этого однако пока нет. Более того, ведь как объясняет своё извинение Лиги, при этом заявив, что не намерен подавать в отставку? 

Вот его слова на пресс-конференции правительства: «Я извиняюсь перед Евгением Осиновским… По поводу его происхождения у меня нет и не может быть никаких нареканий, напротив, я восхищаюсь его знанием языка и проэстонским настроем… Но и не следует злоупотреблять ошибками, когда уже принесены извинения… Я совершил ошибку, но не нападал. У нас с Евгением нет проблемы доверия, ему можно доверять, он эстонский мужчина с большой буквы».

Но позвольте! Министр сделал вид, будто он не понял, что оскорбил не только Осиновского, но и всех, кроме старожильческой части русского населения, русских и русскоговорящих жителей Эстонии. Ведь именно за это многие политики требовали отставки Юргена Лиги. Однако прощения у трети населения (неэстонцев) он и не думал просить. Во всяком случае у тех, чьё происхождение Лиги, всё же, смущает, и владение государственным языком его не восхищает.

Поэтому вызывает недоумение, что Социал-демократическая партия не удосужилась прислушаться к вступившему в эту партию музыканту, писателю, телеведущему Михкелю Рауду – он резонно заявил в «Твиттере», что «после такого оскорбления соцдемы должны покинуть правительство». Увы, «сожительство» в правительстве с реформистами, да ещё и перед парламентскими выборами, для соцдемов дороже.

Выборы

Депутат Рийгикогу, центрист Виктор Васильев объясняет пассаж Лиги тем, что тот «не умеет интеллигентно и остроумно ставить своего оппонента в неудобное положение», в то время, как «в Эстонии политика – это искусство жёсткой насмешки». При этом парламентарий считает, что отставка Лиги была бы возможна, если бы следующий министр был лучше. Увы, замены ему центрист не видит. То есть, по сути он по-дружески выдаёт хаму и русофобу индульгенцию. Однако иначе решила фракция оппозиционной в парламенте, поддерживаемой местными русскими Центристской партии. Её руководитель Кадри Симсон заявила о начале сбора подписей для выражения вотума недоверия незадачливому министру Лиги.

Вот её обоснование: «Народ Эстонии устал от издевательских высказываний министра финансов… Юрген Лиги сообщил, что не видит причины уходить в отставку, а премьер-министр Таави Рыйвас также не понимает серьёзности ситуации… Смена министра финансов – это необходимый шаг для восстановления имени и достоинства Эстонии».

Так-то оно так, но шансы на отставку Юргена Лиги призрачны, причём, не впадая в конспирологию, можно сделать реальные выводы. Социал-демократы и реформисты состоят сегодня в правительственной коалиции и им невыгодно расставаться с правительством перед выборами, так как это – отказ от выгоднейшего административного ресурса в избирательной кампании. А поэтому и инициатива центристов с вотумом недоверия реформисту Лиги, по сути справедливая, на самом деле также предпринята в предвыборных целях.

«Дело Осиновского» – лишь повод. И второе, поскольку Лиги и Осиновский – члены нынешнего кабинета министров, то поднятый в СМИ шум можно расценить и как пиар-акцию. Первый заработал очки среди избирателей, заражённых русофобией. Второй и все его заступники – уже у своего электората, как «русская» жертва эстонского националиста-одиночки.

Спектакль

Но всё это – очередной спектакль политиков-артистов! Вчитайтесь в строки упомянутого заявления центристки Кадри Симсон: «Юрген Лиги сумел своим постыдным и бездумным выступлением свести на нет несколько десятилетий усилий по сплочению общества в Эстонии. Недопустимо лишать четверти населения страны свободы выражения своего мнения».

Ну, опять же – красиво сказано! Но вопрос: о каком «сплочении общества в Эстонии» идёт речь? Его нет. Если говорить о стремлении к гражданскому и межэтническому миру, которое проявляют сегодня даже отдельные националисты (в государстве взята на вооружение новая стратегия разрушения Русского мира: ругать Россию и заигрывать с местными русскими), а также соцдемы и прежде всего центристы, то кроме этого стремления похвастаться-то нечем.

Дискриминация в течение двух последних десятилетий русского и русскоязычного населения Эстонии давно уже мало кого волнует, к ней привыкли, как к чему-то естественному, неизбежному. Между тем…

В Эстонии под флагом защиты эстонского языка, преследуется русский. Требования к усвоению эстонского имели и имеют карательный характер. Полным ходом идёт эстонизация русскоязычного образования. Отказано в русской культурной автономии. Среди русских доля обладателей высшего образования в два раза ниже, чем среди эстонцев. Та же диспропорция по безработице и карьерному росту. Из 80 тысяч недоедающих и голодающих детей Эстонии (каждый четвертый в стране) большинство – русские и русскоязычные. 

Неэстонцы практически не допускаются к управлению государством, даже на местном уровне (что, кстати, практиковалось и в советское время: дискриминировали русских ради политической стабильности в союзной республике). Почти сто тысяч жителей (каждый тринадцатый) не имеет никакого гражданства. Из каждых трёх неэстонцев двое не имеют право участвовать в парламентских выборах и референдумах, а на муниципальных имеют право только голосовать. Приходам Эстонской православной церкви (Московский патриархат) не возвращены их довоенные земли и другая недвижимость…

P.S. В Эстонии ещё десять лет назад была проведена зачистка русского политического поля, вытравливание самостоятельной русской политики. Любая попытка поднять голову, чтобы защитить свои права, отстоять межэтническое равноправие два десятилетия натыкается на противодействие служб безопасности, властей, эстонских партий и СМИ. Русское и русскоязычное население и общественность подавлены и ощущают себя в «духовном концлагере». В эфир пускают только «правильных» русских, доказавших за банку варенья свою лояльность. И так далее.

Тем не менее досадно, что существующие русские и русскоязычные общественно-политические организации и из-за страха перед репрессиями (первое – потеря работы), но и из-за трусости (обывательское – «моя хата с краю») промолчали и на этот раз. А ведь унижен был прежде всего не втёршийся в доверие властей политик Евгений Осиновский, а всё русское и русскоязычное население!

И всё равно досадно, что хранят молчание русская интеллигенция, Координационный Совет российских соотечественников Эстонии (КСРСЭ), Союз организаций российских соотечественников Эстонии, Союз благотворительных и просветительских обществ Эстонии, организации национальных меньшинств и их культуры, а ещё – патриотические, поисковые, ветеранские, правозащитные организации, даже молодежные – «Молодое слово» и «SIIN», защищавшая «Бронзового солдата» организация «Ночной дозор», отстаивающая сохранение русскоязычного образования «Русская школа Эстонии», наконец, пусть маргинальная, но последняя русская партия – Объединённая Левая?

Дело дошло до того, что с эстонской стороны нет-нет, да услышишь циничный упрёк: если русские позволяют с собой так обращаться, то в этом прежде всего виноваты… они сами. 

Вопросы есть?

Источник

Обсуждение закрыто

ТОП-10 материалов сайта за месяц

Вход на сайт