Архивные материалов

Последнее ярко продемонстрировала группа неэстонцев, решивших в связи с общественно-политическим синдромом Крыма выказать лояльность Эстонскому государству, которое привычно заняло агрессивную антироссийскую позицию. Эти русскоязычные люди представили общественности страны заявление Memorandum 14. В нем говорится и о том, что подписанты выступают против вмешательства неких „третьих стран“ во внутренние дела Эстонии, что считают ее своим родным домом.

И что удивительно! Их не смущает, что параллельно провозглашенная ими своей Родиной Эстония давно и бесцеремонно вмешивается во внутренние дела Украины, причем в критический для той период испытания на прочность основ молодой государственности.

Но поражает не только этот диссонанс, удивляет сколь нагло Эстония демонстрирует  свою воинственность, имеющая все признаки уголовного преступления. Это – призыв к войне, разжигание межнациональной розни, а также пропаганда ненависти между странами и народами. Неужели в Эстонии не заглядывают в Пенитенциарный кодекс?     

 

И Эстония хочет загнать Россию в угол

Дирижером выступает сам Президент ЭР Тоомас Хендрик Ильвес. По информации его Канцелярии во время встречи с посетившими Прибалтику американскими сенаторами Джоном Маккейном и Джоном Ховеном глава государства заявил: «Украинские власти имеют полное право использовать силу» и еще, что касается России: «Одних слов уже недостаточно, поскольку наши оппоненты слова больше не слушают». Позвольте, но применять армию против мирных жителей, своего народа, нельзя по Конституции Украины, к которой апеллирует президент ЭР. То есть, по Ильвесу, нарушающая Основной закон власть вправе применять силу в отношении тех, кто, якобы, угрожает этой Конституции, пусть и попранную государственным переворотом. По логике хунты им – нарушать можно, их оппонентам – нельзя.

Ее (читай: русофобию) Президент внедряет в сознание подрастающего поколения. Как сообщает портал Baltija.eu, в Раквереской реальной гимназии он сказал, чтоРоссия нарушила все международные обязательства…  Поэтому она плохая. К слову, по закону заниматься политикой в школах запрещено.

Завуалированные намеки Тоомаса Хендрика Ильвеса о применение вооруженной силы против России („одних слов уже недостаточно“) конвертирует в открытый призыв к войне бывший командующий Силами обороны генерал в отставке Антс Лаанеотс. В радиопередаче Uudis+ эстонской радиостанции Vikerraadio он кровожадно заявил: „Действовать надо двояко: или задерживать при пересечении границы или, второй вариант, просто ликвидировать и исключать этим самым из списка живых (выделено мною – Д.К). Надо иметь в виду, что у восточных границ Украины Россия держит 35-тысячную группировку элитных частей. По данным СБУ на востоке Украины действует спецназовский батальон разведки, это около 550-600 человек, разделенных на отряды, действующие в разных городах. Они захватывают важные объекты, в том числе склады с оружием, и потом передают все мятежникам…

А вот что говорит с телекартинки непосредственный участник событий – офицер, который, по его словам, служит в 25-й бригаде ВДВ Украины: „Первым делом следовало взять под контроль населенные пункты Краматорск и Славянск, „зачистить“ их от российских диверсантов, после чего, при поддержке с воздуха, организовать оборону точек. Выходит, что нас просто послали убивать мирных жителей. Я в шоке“.

Оставим на совести бывшего командира танкового полка Советской армии Антса Лаанеотса использование таких терминов, как „сепаратисты“ (а почему не „федералисты“?) или „террористы“ (которые не нападают, а защищаются!). Поражает источник информации эксперта – только Служба Безопасности Украины.

Конечно, мнение украинского офицера из 25-й бригады ВДВ – невольного карателя, для Лаанеотса и эстонских СМИ – российская пропаганда или фальсификация. Но вот Президент России в прямом эфире по российским федеральным телеканалам заявил в передаче „Прямая линия Владимира Путина“, что нет на Украине военных из России. Об этом же сообщает сама BBC: Утверждения Киева о причастности российского спецназа к событиям на Украине „смахивают на паранойю“, заявил журналистам в четверг министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу“.И еще цитата: Что касается утверждений об использовании российского спецназа в событиях на Украине, скажу лишь одно: трудно искать чёрную кошку в тёмной комнате, особенно если её там нет…

В то же время другая сторона не думает о компромиссе, о диалоге между  юго-восточной  и западной Украиной.  Она погрязла во лжи. То, что Антс Лаанеотс не эксперт, а провокатор (неужели за бесплатно?), говорит и то, что даже журналистка Астрид Каннель с Эстонской радио-телевизионной корпорации ERR, известная антироссийским духом, признается: „украинская сторона и сами журналисты время от времени забрасывают в эфир явную ложь“ и еще: …местное население не поддерживает украинских военных“.

Более того, Запад во главе с США подстрекают к конфоронтации с Россией, делая провокационные заявления. Как информирует северо-восточное эстонское издание „Виру Проспект“ Посол США в ЭР Джеффри Д. Левин заявил в Нарве журналистам, что «любая страна, где существует русская диаспора, является страной риска».

Не отстает и посол ЭР в США Марина Кальюранд. Комментируя „Голосу Америки“ отношение неэстонцев к событиям на Украине, она чуть ли не как расист говорит такое: „есть огромная разница между русскими, жившими в Эстонии столетиями, участвующими в повседневной жизни государства, и „совками“, которых привезли, или которые приехали сами во время советской оккупации“ Из России и русских лепят образ врага. Какой тут еще диалог. Его видимость? Да!   

 

Как лояльные отрабатывают свою пайку

Антироссийская гиперистерия в Эстонии – не самоцель. Она нужна для зомбирования населения, распространения русофобии во все поры общества. Для этого и нагнетаются страсти и слухи об угрозе вторжения России в Прибалтику. Треть жителей страны – русские и русскоязычные люди. На граничащей с Россией территории уезда Ида-Вирумаа явно преобладает неэстонское население, а в Нарве оно доминирует – 97%.

Отсюда страх эстонской элиты и „придворных“ СМИ перед возможностью повтора „сценария“ воссоединения Крымской республики с Россией. С восстановлением независимости Эстонии в 1991 году, уже два десятилетия практикуется многоплановая  дискриминация (от лишения трети неэстонцев избирательного права до эстонизации русской школы). Но это и социально-экономическое и гуманитарное неравенство русских перед эстонцами стало „вдруг“, после Крыма, для руководства страны и эстонского общества головной болью: а вдруг русские на северо-востоке также громко, как крымчане, заявят о притеснениях, провозгласят территориальную автономию (Нарва до середины 1917 года входила в состав Петербургской губернии) и попросят РФ принять такое новообразование в ее состав.   

Но страх этот во многом искусственный. Русское и русскоязычное население Эстонии в постсоветские годы было лишено какой-либо административно-политической самостоятельности,оно было по формулировке Комиссии ООН „отторгнуто на общественно-политические и социально-экономические окраины страны“. Отсюда – смирение и подавленность, безынициативность и безволие этой части населения. В начале 90-х один английский советолог писал, что у русских Эстонии прослойка интеллигенции оказалась недостаточной, чтобы сформировалась сильная диаспора, свой политический класс. Еще, налицо отторжение русского бизнеса от делового и финансового мира страны.

При всем этом современная Эстония вполне устраивает обыкновенного русского и русскоязычного обывателя-потребителя, тем более затюканного, не владеющего эстонским языком, далекого от эстонской культуры. Безусловным плюсом считаются высокая бытовая культура, свобода передвижения, общественная безопасность. Основную массу неэстонского населения, включая средний класс, все это вполне устраивает. Поэтому нет веских оснований ожидать общественно-политических потрясений, пугать  всех повторением „Бронзовой ночи“. Тем более тогда все общество, включая эстонскую его часть, „замолчало“, как случилось и в довоенной Эстонии во времена диктатуры Президента ЭР Константина Пятса.      

И тем не менее нынешняя власть, очевидно, решила подстраховаться, а может и воспользоваться ситуацией, когда созданы условия,  в том числе среди русского и русскоязычного населения, для восприимчивости антироссийской пропаганды. Это оправдывает милитаризацию страны – размещение вооруженных сил НАТО в Эстонии.

Этим можно объяснить и недавнюю презентацию Memorandum 14 группой неэстонцев нового поколения с разными политическими взглядами, но лояльных Эстонскому государству. Отталкиваясь от событий на Украине они заявили, что не поддерживают „сепаратистские настроения и заявления, сделанные от имени русскоязычной общины Эстонии, настаивают на том, что „Любые вопросы, касающиеся развития нашего общества… должны решаться исходя из принципа суверенности государства“, считают „… недопустимым вмешательство третьих стран во внутреннюю политику Эстонии, а все имеющиеся в обществе Эстонии проблемы… решать совместно с законными представителями власти Эстонской Республики…

У страха глаза велики. Никакой угрозы независимости или суверенитету Эстонии не наблюдается. Единичные высказывания о территориальной автономии на северо-востоке Эстонии не прекращались никогда, но они незаметны и редки, заявляют об этом лишь пара маргиналов. Зато авторы меморандума и несколько сот подписантов заверяют общество в том, что „Любые вопросы, касающиеся развития нашего общества, включая политику в области образования, гражданства и языка, должны решаться исходя из принципа суверенности государства“.

Но именно это – ахиллесова пята авторов и сторонников Memorandum 14. Уже двадцать лет без них эти проблемы безуспешно решали поначалу очень даже представительные русские и русскоязычные партии и организации. Действуя, также в рамках закона и также совместно с представителями властей, они решали „русский вопрос“, но так и не решили его. Ситуация с этим „вопросом“ плачевна и ничуть не улучшается. Причем последние десять лет полное безразличие проявляли, а то и препятствовали в разной форме его решению, как раз авторы меморандума. Поэтому их заверения не воспринимаются как искренние, внушающие доверия.

Но что убеждает, так желание угодить власти и лишний раз выказать лояльность Эстонскому государству. Для него важно показать, что русское и русскоязычное население наполняет счастье жить в Эстонии, что оно полностью поддерживает эстонские власти в ее критике России за Украину, что на политическую арену выходят новые, продвинутые неэстонцы, которые связывают свое будущее только с Эстонией („в виде исключения“ можно остановить свой выбор и на Западе).

 

Конформизм: „Чума на Ваши оба дома!“

Политический нюх не подвел члена Рийгикогу, кандидата в европарламентарии, члена Центристской партии Яну Тоом. В интервью инфобюллетеню Совета НКО «Русская школа Эстонии» она сказала: „… не считаю крымский сценарий выходом для эстонских русских. Я патриот Эстонии и хочу жить именно здесь. Это наша с вами страна. И я верю, что в наших силах сделать ее такой, чтобы каждый житель Эстонии испытывал гордость за свою родину. Так что надо работать, а не уповать на «зеленых человечков».

И вот снова, как и у сторонников Memorandum 14, мы сталкиваемся с маниловщиной. Что значит, „надо работать“? Яна Тоом на посту вице-мэра Таллина приобрела имидж стойкой защитницы русскоязычного образования и „врага народа“ (эстонского). Итог: искрометная политическая карьера. Но что в знаменателе? Ноль! Борьба за русскую школу Эстонии проиграна. Признаться в этом не можно, но непременно надо выжать последние остатки политического ресурса. А потому для малоинформированных и доверчивых обывателей-избирателей сойдет и аргумент „Еще не все потеряно“.

То есть речь об имитации защиты интересов русских и русскоязычных жителей. А значит, это – карьеризм. Истинное, чистоплюйское отношение к борьбе за интересы русских выражено в реакции Яны Тоом на вопрос журналиста, подписывалась ли она под Memorandum 14? Вот ответ: „Нет, не подписывалась – мне претят всевозможные переклички, неважно, переклички недовольных или лояльных (как в данном случае)“.

Что касается меморандума, то его поддержка/осуждение в Сети и СМИ по сути стала лакмусовой бумажкой для определения лояльности/нелояльности к Эстонской республике. Примечательна попытка уехавшей на Запад журналистки Елены Петуховой облагородить обнародование меморандума лояльных: „Само его появление на свет лично меня радует, поскольку я усматриваю здесь одну из первых после затянувшейся паузы попыток русских в Эстонии вернуться к разговору, прервавшемуся много лет тому назад (о защите памятника Солдату-Осовободителю „Бронзовый солдат“ – прим.автора)“ .

И далее, по существу: „И в этом слышна созревшая потребность определенной части русского общества Эстонии вернуться к тому давно прерванному разговору, наполнить этот разговор смысловыми нюансами, оттеснив тем самым радикалов. Люди, написавшие и подписавшие петицию, не закрывают глаза на проблемы русского национального меньшинства (и первым номером здесь идет образование), но они призывают рассеять бронзовое наваждение и вернуться с кладбища, куда мы ушли за своим солдатом. Вернуться к жизни. К жизни, которой может жить русский гражданин Европы 21 столетия, чем бы его ни провоцировали, будь то пророссийские митинги или ежегодники КаПо (аббревиатура названия  эстонской Полиции безопасности – прим. автора)“. И в этом случае тоже видно, что отлуп „недовольным“ русским дает всем удовлетворенный. „сытый“ человек, кстати, русский.

Почему такое происходит? Один известный местный русский журналист объяснил в своем издании, почему он не пошел на пикет у российского посольства в поддержку украинской политики России и в защиту от нападок Запада. Последнее, кстати, и стало поводом для составления Memorandum 14, как контракция других, „правильных“, лояльных русских Эстонии. Этот журналист пишет: „За что митинговать – за мигалки российских чиновников? За думских миллионеров?“ Да, у каждого свои пристрастия, но разве перечисленное – Родина? Такая путаница, уверен, бессознательная объясняется тем, что понятие „Россия-Мать“ перестает быть Родиной для растущего числа русских и русскоязычных жителей и Эстонии. Ими-то и осталось непонятым, что митинг был посвящен не обустройству России, а тому, быть вообще Русской цивилизации, или нет?!

Такую позицию четко выразил известный российский журналист в интервью телеканалу ПБК Владимир Познер. Комментируя ситуацию вокруг Украины, он привел известную цитату: „Чума на оба ваши дома!“. Удобная и неудобная одновременно позиция, но которая вполне устраивает власти Эстонии: главное, чтобы сами русские лягнули Россию.

Димитрий Кленский

Таллин, 19 апреля 2014 года

 

Обсуждение закрыто

ТОП-10 материалов сайта за месяц

Вход на сайт