Архивные материалов

А, если они есть, пафос Вашей инициативы не соразмерен и неадекватен. Намерение провести в Таллине два пикета в поддержку России не дают никаких оснований считать их призывами к сепаратизму. Они имеют точно такое же право на жизнь, как и пикеты, направленные против России. Или у страха глаза велики? Еще Вы говорите о, кстати, придуманных Вами, кучке активистов (сепаратистов), что они не имеют права говорить от имени всего русского и русскоязычного населения Эстонии. А Вы имеете? Когда под Вашим заявлением будет всего несколько сот, может тысяча подписей? Почему Вы беретесь говорить за большинство(где эти данные?), „кто живет здесь, вне зависимости от родного языка и национальной принадлежности считает Эстонию своей страной“.

Или вот Вы пишете: „Любые вопросы, касающиеся развития нашего общества… должны решаться исходя из принципа суверенности государства“. Еще из Вашего заявления: „… мы считаем недопустимым вмешательство третьих стран во внутреннюю политику Эстонии“. А Вы не знаете, что международное право не считает вопросы нарушения прав человека внутренним делом отдельно взятой страны? Например, я не против того, чтобы ОБСЕ или ПАСЕ оказывало влияние на решение „русского вопроса“ в Эстонии. И еще, не понять, почему нельзя говорить о национально-культурной и даже территориальной автономии в Эстонии? В Испании можно, в Великобритании можно, а в Эстонии – нет.

То есть Вы сами нагнетаете обстановку, да еще и на пустом месте, втягиваясь в подогрев антироссийской и русофобской истерики в связи с событиями на Украине. Хотя по тексту заявления Вы как бы против такой истерики. Стало быть Ваше заявление обслуживает чужой интерес, а именно тех, кто уже два десятилетия осуществляет руководство нашей „независимой и свободной“, как Вы считаете, Эстонией. Тех, кто построил этнократическое общество с очевидными признаками сегрегации и дискриминации, что признано не только международными правозащитными организациями, но и структурами, в том числе Евросоюза и ООН.

Говоря о „третьих странах“, Вы, конечно, же имеет в виду Россию. Не Фарерские же острова. Кстати, а почему не США, Швеция, Финляндия, которые давно превратили Эстонию в свой протекторат, прихватили наши финансы и всю розничную торговлю, сохранив за нашей страной лишь атрибуты независимости – флаг, герб, гимн. У нас даже границы с восточным соседом еще нет.

Что ж Вы так стыдливо умалчиваете, что имеете ввиду именно Россию? В этом признался один из подписантов – Андрей Титов, редактор еженедельника „МК Эстония“. Он сказал порталу „Дельфи“: „ И я действительно хочу жить в свободной и независимой Эстонии, а не возвращаться в СССР“. Помилуйте, о каком Советском Союзе может идти речь? Но коль уж заговорили об СССР, то речь может идти только о России. Да будь она империей или сторонником дальнейшего расширения Евразийского торгового союза, у нее все равно нет никаких намерений захватить Эстонию, отхватить кусок ее территории, защитить недовольных русских и русскоязычных жителей, которых по Вашему же признанию – мизер (а, коли так, то не понять Вашей прыти). Нет таких доказательств российской агрессивности и у Вас, и у тех, кто заказывает музыку ради большой геополитической игры против России, против мучительного для Запада исчезновения однополярного мира во главе с США. О

Отсюда вывод: Вы готовы клеветать на Россию только потому, что она Вам стала чужая, может и врагом. Последнее – Ваше право. Но это не позволяет становиться русофобами, занимать антироссийскую позицию, клеветать на Россию, зная, что наши власти смотрят на эту ложь сквозь пальцы, потому что речь идет о России и русских. Не потому ли Вы и не говорите о России в своем заявлении, стыдливо назвав ее „третьей страной“, да для наивного камуфляжа во множественном числе. Очевидно Вы рассчитываете на некую индульгенцию в случае ее вмешательства во внутренние дела Эстонии (Вы, как подписанты, должны верить в этот бред!)?

Вы считаете „большой ценностью тот факт, что, хотя в жизни мы можем стоять по разные стороны идеологических баррикад, мы, тем не менее, вместе одинаково считаем своим долгом заявить: наш дом – независимая и свободная Эстония!“, но заметьте, что главное в Вашем „нашем доме“ – не демократическое и правовое государство, а „независимая и свободная Эстония“. Кстати, неужели Вы верите, что Эстония свободна в принятии деструктивных решений, хотя бы по той же Украине? И, наконец, Вы заявляете, что „все имеющиеся в обществе Эстонии проблемы мы хотим решать совместно с законными представителями власти Эстонской Республики…Любые вопросы, касающиеся развития нашего общества, включая политику в области образования, гражданства и языка, должны решаться исходя из принципа суверенности государства“.

А с чего это Вы вдруг захотели этого? Уже 20 лет без Вас эти проблемы безуспешно решали русские и русскоязычные партии и организации, действуя в рамках закона и совместно с представителями местной власти. Решали, но не решили! Председатель Палаты представителей национальных меньшинств Эстонии Рафик Григорян пишет в ФБ, что его организация и „два ее Конгресса, проведенных в 2008 и 2010 годах, приняли несколько обращений и меморандумов по национальной и языковой политике правительства, по интеграции общества, по русскоязычному образованию и т. д., но ни по одному из них, мы не получили ответа. Кроме того, ни одна эстоноязычная газета не соизволила опубликовать их“. Также можно вспомнить, как с нарушением законов ЭР власть подавила сопротивление эстонизации русскоязычного образования. Это произошло и благодаря Вашему безразличию к проблемам, о которых Вы теперь всуе вспомнили.

А потому позвольте спросить у Вас, коль заявляете, что „хотите решать любые вопросы, касающиеся развития нашего общества“. Итак:

*Почему в свободной и независимой Эстонии две трети русского и русскоязычного населения не имеют права участвовать в парламентских выборах и референдумах?

*Почему в Таллине на местных выборах принцип пропорциональности нарушен в три раза между частями города с преимущественно эстонским и русскоязычным населением в пользу первых?

*Почему годами безработица среди русских и русскоязычных жителей значительно выше, чем среди эстонцев, а среди молодежи этот показатели отличаются в разы?

*Почему уровень высшего образования среди эстонцев в два раза выше, чем среди неэстонцев?

*Почему также в два раза возможности карьерного роста у эстонцев заметно выше, чем у русских и русскоязычных жителей, даже при перфектном владении последними государственным языком?

*Почему до сих пор государство не возвращает в собственность приходов Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата их довоенную недвижимость (храмы, дома, земля), из-за чего службы проходят в собственных храмах, но сданных государством им в аренду?

*Почему языковая политика направлена не столько на поддержку эстонского языка, сколько искоренение русского? Почему Языковую инспекцию в народе называют „Языковой инквизицей“?   

Ответы дают сами вопросы. Ситуация с „русским вопросом“ плачевна и он не решался два десятилетия нашей восстановленной независимости. Вам это неизвестно? Если „нет“, то чего стоит Ваше заявление? Если „да“, то какое моральное право Вы имеете на свой

Memorandum 14? Так что Ваша инициатива – фиглярство и политический заказ. В пользу этого говорит и такое распространенное в Вашей конформистской среде демагогическое  оправдание своего равнодушия к „русскому вопросу“.

Его четко сформулировала депутат Рийгикогу, кандидат в депутаты Европарламента Яна Тоом, разоблачившая двуликость антифашиста Дмитрия Линтера, который с одной стороны справедливо обвинил посла США в ЭР Джеффри Д. Левина в разжигании межнациональной розни (сообщение издания „Виру Проспект“ о том, что им заявлено в Нарве: „любая страна, где существует русская диаспора, является страной риска“),но с другой сам, по мнению парламентария Яны Тоом, не далеко ушел от американского посла, мечтая о том, чтобы Крым повторить на северо-востоке Эстонии.

Но тут видны две нувязочки. Во-первых, Линтер в отличие от посла США – гражданин ЭР и уж всяко имеет больше морального права на высказывание своего мнения. И второе. Яна Тоом считает, что любое мнение, которое воспринимается националистами и властью в штыки, содействует разжиганию межнациональной розни. Только касается это почему-то Дмитрия Линтера, но не самой Яны Тоом, создавшей свой политический капитал в результате ожесточенной борьбы за сохранение русской школы, а стало быть, по ее логике, приведшей к межэтническому обострению и радости эстонских националистов.    

Получается, что Вы предприняли свой шаг только ради демонстрации лояльности властям и сохранения своего „сытого“ статуса и положения в обществе, причем за счет придавленности остального русского и русскоязычного населения. И, если бы Вы были истинными патриотами и наравне с эстонцами хозяевами Эстонии, то Вы должны были уже не раз выступить с заявлениями на тему межэтнического равноправия, как позора „свободной и независимой“ ЭР. Но Вы этого не делали. Вы думаете только себе, страдаете социально-политическим эгоизмом, который Вы не замечаете и потому Вам даже не стыдно за свою гражданскую позицию, точнее ее отсутствие. О Вашей неразборчивости говорит еще одно признание Андрея Титова: „Конечно, подписываясь под какой-то идеей, ты неизбежно можешь попасть в одну компанию с теми, с кем рядом оказаться не хотел бы и в страшном сне, но это неизбежность“. Неизбежность или беспринципность?

Димитрий Кленский

Таллин, 11 апреля 2014 года

P.S. Заявление Memorandum 14 подписало и много журналистов русскоязычных СМИ, хотя они, как правило, в таких случаях должны сохранять нейтралитет. Андрей Титов сказал порталу Delfi, что он выразил свою личную „гражданскую позицию, которая не имеет ничего общего с конкретными политическими силами и т.п.“ Увы, это ему и ему коллегам только так кажется. Или им удобнее, чтобы так казалось.

Обсуждение закрыто

ТОП-10 материалов сайта за месяц

Вход на сайт