|
 |
|
Надгробие на могиле А.В.Суворова. «Здесь лежит Суворов» |
Тот, кто устанавливал памятник Варваре Аркадьевне, решил соединить краткость деда и пышность льстецов, хотя всех заслуг Варвары Аркадьевны перед российской историей — прямое родство с генералиссимусом Суворовым, покровительство начинающему художнику маринисту Ивану Константиновичу Айвазовскому и возможное присутствие в донжуанском списке Александра Сергеевича Пушкина.
Бывая в доме у сестер Ушаковых в 1829-1830 годах, Пушкин в два этапа записал в альбом Елизаветы имена женщин, которые произвели на него сильное впечатление. Во второй части «донжуанского списка» упоминаются две Варвары. Кто они точно не установлено, но есть обоснованное предположение о Варваре №2, что это либо Варвара Ермолаева, либо Варвара Суворова. Отыскать портрет Варвары Аркадьевны нахрапом не получилось, поэтому ограничусь описанием ее современника мемуариста Филиппа Филипповича Вигеля:
«Варвара Аркадьевна, была не хороша и не дурна собою, но скорее последнее; только на тогдашнее петербургское высшее общество, столь пристойное, столь воздержанное в речах, она совсем не походила, любила молоть вздор и делать сплетни; бывало, соврет что-нибудь мужу, тот взбесится, и выйдет у него с кем-нибудь неприятность».
 |
|
Александр Аркадьевич Суворов |
|
Кунштюк номер два заключается в том, что небрежность авторов новодельного надгробия порождает досадную непонятку. Большинство посетителей кладбища бывают уверены в том, что это могила супруги министра иностранных дел светлейшего князя Александра Михайловича Горчакова, хотя в действительности речь идет о его троюродной бабке, состоявшей с ним в некровном родстве, т.е. свойстве. Умозаключение тем более обоснованное, что даты жизни и смерти обоих весьма близки друг к другу: Александр Михайлович — 1798-1883, Варвара Аркадьевна — 1802-1885.
Непонятка возникает потому, что на памятнике не хватило места для имени и отчества княгини Горчаковой. Варвара Аркадьевна Суворова, урожденная графиня Рымникская, княжна Италийская первым браком была за действительным статским советником Дмитрием Евлампиевичем Башмаковым, в браке с которым имела шестерых детей. В браке она утратила право пользоваться своими семейными титулами. Овдовев, вышла замуж за полного генерала князя Андрея Ивановича Горчакова (1776-1855), и стала княгиней. Брак с Горчаковым был бездетным.
Естественно, что княгиня Горчакова — внучка Суворова, почившая 22 февраля 1885 года в Ревеле (ныне Таллинн) была где-то похоронена, но не факт, что именно на том самом месте, где установлено современное надгробие, фактически — кенотаф, хотя его авторы утверждают категорически: здесь лежит. Житейская логика подсказывает, что искать могилу Варвары Аркадьевны, в первую очередь, следует в том, некрополе, в котором похоронен ее второй муж — князь Андрей Иванович Горчаков.
Разумеется, могила является лучшим доказательством бытия исторического персонажа, но Варвара Аркадьевна, видимо, не самый яркий пример. Ее угораздило попасть под раздачу — в 90-х годах прошлого века памятники ставили не столько историческим персонажам, сколько себе любимым. Для появления памятника достаточно было самой ничтожной мотивации.