Фото автора В Городе свежих морских ветров, славном своими традициями проведения ярких культурно-массовых мероприятий (праздник славянских культур, «Мисс Силламяэ», джаз-фестиваль и др.) есть одна, которая живет здесь уже двадцать лет, несмотря на то, что за эти годы так и не стала масштабным общегородским событием. Но, пожалуй, именно ее можно назвать самой изящной, самой роскошной, утонченной и, конечно, одной из самых популярных и ожидаемых силламяэсцами, невзирая на то, что далеко не все горожане могут стать зрителями. Это бал литературных героев школы «Ваналинна».   

Из бабушкиных воспоминаний

- В детстве я каждое лето гостила у бабушки, и она частенько рассказывала как в юности, еще до революции, вместе с дедушкой – дворянином – зимой (сезон балов начинался именно в зимние месяцы, и открывал его сам государь. – прим. авт.) блистала на балах (жили они в Смоленской губернии). Бабушка сожалела, что с приходом советской власти эта традиция погибла. А как красочно она описывала бальные платья, танцы того времени, сопровождая свои рассказы игрой на скрипке… Все это настолько запало мне в душу, что, став педагогом, я решила попытаться создать некое подобие дворянских балов в нашем времени, увлечь этим ребят, – рассказывает автор идеи и главный вдохновитель проведения балов в Ваналиннаской школе, учитель русского языка и литературы Надежда Викторовна Григорьева. – К тому же, я всегда была убеждена, что словеснику не позволительно ограничиваться рамками урока, что нужно искать новые формы его проведения. И, как впоследствии оказалось, подготовка всего одного бала может заменить много часов литературы в классе. Дети – это tabula rasa – что напишешь, то и прочитаешь: они все впитывают, как губка, и такие внеклассные мероприятия гораздо эффективнее влияют на развитие их личности, их внутреннего мира, нежели обычная монотонная речь учителя. Я уже не говорю об огромном удовольствии, которое от участия в бале получают ученики, педагоги и весь персонал школы. А с каким восхищением и удивлением наблюдают за этим родители… Тут в пору процитировать Достоевского, который утверждал, что «красотою спасется мир»… Красотой дел и души человека.

На самом деле, силламяэскому балу даже больше двадцати лет, ведь первые балы состоялись еще в стенах Горного техникума Силламяэ, где некоторое время до его закрытия преподавала Надежда Григорьева. Несмотря на то, что в техникуме учились одни юноши, а девушек для танцев приглашали из Кохтла-Ярвеского медучилища, мероприятие там прижилось и дало начало окрепшей и расцветшей нынче традиции. Спустя некоторое время, придя работать в школу «Ваналинна» (в то время Силламяэскую среднюю школу №3) Надежда Викторовна и бал сюда «принесла с собой».

Их руками, силами и верой

Школьники преображаются до неузнаваемости, это уже не современные тинейджеры, тусующиеся на дискотеках, а барышни и кавалеры из прошлых веков, сошедшие с книжных страниц. Они поражают своей статностью и элегантностью не только друг друга, но и гостей (их неизменное множество всегда с трудом вмещает актовый зал школы, а в последние годы бал в «Ваналинна» проводится в два дня, но и этого мало, уж слишком много желающих увидеть собственными глазами это чудное действо).

- Они такими удивленными глазами смотрят на самих себя, – всплескивают руками учителя. – И только после бала верят в то, что смогли с высоко поднятой головой достойно отыграть те два часа, что длится бал: пройти длинный променад (а это 70-80 пар. – прим. авт.), без запинки исполнить пятнадцать, а то и все двадцать танцев (вальсы, полонезы и мазурки, польки и кадрили, гавот, галоп, экосез, краковяк; к слову, последний не всегда вписывается в программу бала, но каждый раз приходится его включать, так как ребята сами изъявляют желание разучивать его. – прим. авт.).

Однако бал литературных героев в школе «Ваналинна» – это не сменяющие друг друга танцевальные номера, это, можно сказать, целый музыкальный спектакль, многогранный, пропитанный духом далекого времени. Мероприятие способно приобщить его участников, а также зрителей, к литературе, привить любовь к чтению, причем не только к произведениям, которые входят в школьную программу, а далеко раздвинуть эти рамки. Ведь бал подготовлен таким образом, что в нем есть место и театральным постановкам, и «Музыкальной страничке» (из года в год исполняются новые вокальные партии: арии из опер, романсы, народные произведения). Таким образом, прослеживается его связь не только с литературой, но и с другими родами искусства: музыкой, а также живописью (ее демонстрирует прекрасное оформление зала, участие в котором нередко принимают и сами школьники), что необходимо для развития ассоциативного мышления у ребят.

Каждый раз бал имеет свою тему, он посвящен какому-либо литературному жанру, эпохе, конкретному деятелю, событию. Проходили в «Ваналинна» балы, приуроченные к 200-летию со дня рождения Пушкина (по словам Надежды Григорьевой, именно этот стал переломным в школьной истории балов, после него у традиции будто появилось второе дыхание, и уже никто не сомневался – балы нужно продолжать, тем более, в то время началось повсеместное возрождение бальной культуры), к 300-летию Петербурга; были балы, построенные на творчестве Лермонтова, на произведениях зарубежных классиков. Были балы, рассказывающие о трагедийном, сказочном жанрах и других. Не остаются в стороне от школьного бала в «Ваналинна» и эстонские авторы.

Всегда венчают бальный вечер два вальса, первый – из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» – исполняют двенадцатиклассники, которым вскоре предстоит покинуть стены школы, на второй – приглашаются гости.

А после бала праздник продолжается за чаепитием при свечах. Красиво сервированные столы ставят прямо вдоль длинного школьного коридора. Изюминку же придают фамильные сервизы, старинные подсвечники, самовары, которые с позволения родителей и бабушек ребят на некоторое время покидают полки домашних сервантов и приносятся в школу.

За зарождением, сохранением и развитием этой традиции стоит колоссальный труд большой команды единомышленников: хореографов Ирины Алпацкой (Ирина Алексеевна с самых первых балов ставила танцы, обучала школьников) и Галины Шараховой, учителей русского языка и литературы Аллы Дмитриевой, Зои Ниловой, Ангелины Ивановой; преподавателей музыки Людмилы Лоос, Ирины Богдановой, Елены Трубиной, Валентины Санчук, художников-оформителей Натальи Чигасовой и Ирины Лиминой (им удается удивительно украсить давно не ремонтировавшийся актовый зал), руку на пульсе в организационных вопросах держит руководитель по интересам школы Ирина Ганцева.

- Вообще, помогает вся школа, от учителей (я бы еще хотела поблагодарить Тамару Никифорову, Виктора Фартукова, Василия Носова, который участвовал и в первых балах, будучи учеником нашей школы) до технического персонала (заняты и повара, и дворники). Словом, в помощи не отказывает никто. Спасибо школьной администрации, которая всегда поддерживает проведение бала, кто бы ни возглавлял коллектив: Николай Ахметов, Тамара Ходырева, Татьяна Осепцова, Ирина Лю. А Виктор Борсук – тоже один из бывших директоров школы – обязательно исполняет на балу какую-нибудь роль, и всякий раз горячо принимается публикой и срывает настоящий шквал аплодисментов. Не обошлись бы мы без спонсоров. Всегда посильную помощь балу оказывает и горуправление, в последние несколько лет на нашу просьбу стал откликаться фонд «Eesti Kultuurkapital», помогают предприятия и фирмы города (особенно «Norwes Metall», отель «Krunk»), предприниматели Игорь Сумарок, Анатолий Деменко, родители ребят: Сергей Гущин, Александр Стародубцев, Юрий Ильвес, Олег Будницкий, Наталья Мармулева и др. Отдельная благодарность средствам массовой информации, которые популяризируют наш бал. Например, благодаря красочным фотографиям в «Инфопрессе» о бале узнают другие школы уезда, а с Тойлаской гимназией у нашей школы даже завязалась теплая и плодотворная дружба, гостили на нашем балу и учащиеся тартуской гимназии Хуго Треффнера, – говорит Надежда Викторовна.

Бал невозможен без платьев и костюмов. Это сейчас фантазия, особенно девушек, относительно того, в каком туалете они будут блистать на балу, может ограничиваться только финансами родителей, которые, надо заметить, не скупятся. Это сейчас в магазинах есть буквально все, да и школьный гардероб, несмотря на то, что это, мягко сказать, недешево, ежегодно пополняется платьями и фраками: что-то сшито работниками школы, что-то – самими ученицами и их заботливыми мамами и бабушками. Это сейчас перед балом парикмахерские города уже ждут юных клиенток, которые встанут в очередь, чтобы сделать прическу в стиле восемнадцатого или девятнадцатого веков. А раньше, в пору великого дефицита, ни приобрести готовое, ни купить нужный материал, чтобы сшить из него на заказ, было либо невозможно, либо крайне трудно, не говоря уже о том, чтобы найти где-то аксессуары, эффектно дополняющие бальный костюм. О веерах, шляпках, сумочках, перчатках, бальных тапочках и стильных укладках у профессионального мастера и мечтать не приходилось (хотя и при нынешнем изобилии белых перчаток для юношей нигде не купить, и накануне бала из силламяэских магазинов стройматериалов раскупаются те, что предназначены для грязной работы). Это сейчас…

А тогда навстречу шли дома культуры окрестных городов, Нарвы, Йыхви (особые слова благодарности сегодня педагоги школы «Ваналинна» говорят в адрес бывшего директора йыхвиского «Октообера» Людмилы Гилевой), даже Ивангорода и Кингисеппа (благо, границы тогда еще не было). Их руководство безвозмездно и с легкостью без каких-либо расписок или залогов, понимая сложности тех лет и огромное стремление организаторов бала внести в будни учеников праздник, воспитать в школьниках тягу к прекрасной стороне жизни, привить им правила хорошего тона, высокую культуру поведения в обществе, предоставляло школе костюмы. А забирал и развозил обратно столь ценный груз супруг Надежды Григорьевой. Казенный гардероб в школе принимался на ура, каждая участница бала аккуратно дополняла привозное платье «женскими штучками», а прически а-ля «придворная дама» учились делать сами. И бал сиял… и двадцать лет назад, и сегодня.

Так пусть не кончается сказка

Каждый раз практически с начала учебного года в школе «Ваналинна» закипает подготовка к балу: написание сценария, распределение ролей, подготовка костюмов, разучивание танцев, репетиции сценок и прогоны, прогоны, прогоны… За двадцать лет, что существует бал, на нем выступило более пяти тысяч юношей и девушек.

В этом году в связи с 20-летием традиции в декабре, перед Рождеством, «Ваналинна» дает три бала. Два, как обычно, для учащихся (они будут посвящены комедии). Сценарий третьего держится в строжайшем секрете. Участие в нем примут выпускники, которые прибудут буквально со всего света, они вновь окунутся в волшебную атмосферу бала литературных героев, вновь примерят восхитительные наряды, вспомнят движения танцев. «Такое не забывается», – уверены учителя.

Те из выпускников, которые еще не знают о готовящемся специально для них потрясающем празднике, могут до 1 декабря подать заявку на участие в нем по адресу электронной почты: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it..

Бал переходит в свое третье десятилетие, его организаторы полны надежды, что мероприятие не просто перешагнет очередной рубеж, а расцветет еще сильнее. И устроители этого праздника не унывают, что его не удалось вывести на городскую сцену, ведь в первую очередь бал нужен школьникам. Хотя были годы, когда ребят на балы учителя «затаскивали» чуть ли не силой. Ученики помладше «рвутся в бой», причем, что радует учителей, большую активность проявляют мальчишки, и очень огорчаются, когда узнают, что участвовать в бале литературных героев смогут только, когда станут девятиклассниками…

Так пусть еще много лет продолжается традиция, пусть снова и снова выходят на променад литературные герои, пусть блистают девушки и замирают сердца юношей, пусть так же будет полон зал, пусть вновь и вновь звучит музыка, пусть не кончается школьная сказка… Сказка, которая учит жизни.

Фото автора

 

Наталья КОЛОБОВА

Фото автора

Инфопресс №39

 

 

Обсуждение закрыто

Вход на сайт