Ушел из жизни автор сценариев к фильмам Михалкова и Германа
Москва, 9 октября – АиФ-Москва. Эдуард Володарский, написавший сценарии более чем к 70 российским фильмам и сериалам, скончался в ночь с 8 на 9 октября, писателю был всего 71 год. Последней его работой стал телесериал по роману Василия Гроссмана «Жизнь и судьба». Первая серия стартует 14 октября. Эдуарда Володарского не стало за неделю до выхода его последней картины.
Печальная новость постепенно облетает мир кинематографистов: АиФ.ru дозвонился до коллеги Эдуарда Яковлевича – режиссера Вадима Абдрашитова.
«AиФ»: - Вадим Юсупович, вы наверняка уже знаете – не стало Эдуарда Володарского.
В.А.: - Как? Невозможно! Я не знал… Сейчас не могу никак комментировать это. Я должен позвонить вдове Фариде Тагировой и поехать к ней как можно скорее. Боже мой, какие мастера уходят...
Фильмы по сценариям Володарского вошли в историю кино: «Дорога домой», «Жил-был Иван Лапшин», «Проверка на дорогах», «Штрафбат», «Прощай, шпана замоскворецкая…», «Моонзунд» и многие другие. Картина «Свой среди чужих, чужой среди своих», над которой Володарский работал вместе со своим близким другом Никитой Михалковым, стала особой страницей в большой биографии писателя.
Путь в кино Эдуард Володарский начал издалека. Свою молодость отпетого дворового хулигана Володарский потом опишет в сценарии к фильму «Прощай, шпана замоскворецкая…» Там его звали не Эдуардом и не Едиком (как обращался к нему Владимир Высоцкий), а по-блатному Эдюлей. Позже, будучи в геологической экспедиции в Сибири, куда его занесла судьба, он послал на творческий конкурс во ВГИК свои рассказы и повести. И – поступил, на сценарное отделение. Первый фильм по его сценарию был снят в 1967 году – «Шестое лето».
За долгие годы, проведенные между письменным столом и рестораном Дома кино, где в тесном кругу рождались лучшие творческие идеи, Эдуард Володарский стал знаменитым и успешным сценаристом. Хотя цензура коснулась и его. Больше всего трудностей выпало на долю фильмов «Мой друг Иван Лапшин» и «Проверка на дорогах» - последний пролежал на полке 15 лет. В это время, как рассказывал сам Володарский, Андрон Кончаловский посоветовал ему перейти на пьесы. И очень быстро Эдуард Володарский становится одним из самых востребованных драматургов Союза. В одной Москве его пьесы идут во МХАТе, в театре Вахтангова, Пушкина, Ермоловой…
Однако самым известным, самым выстраданным фильмом по сценарию Володарского остается картина «Свой среди чужих, чужой среди своих». Сюжет пришел Володарскому из заметки в газете. Речь шла об эшелоне с золотом, который захватывают то белые, то красные. Первоначально авторы – Никита Михалков и Эдуард Володарский – назвали сценарий «Полмиллиона золотом вплавь, пешком и волоком». Многих из тех, кто принял участие в создании знаменитой картины, уже нет в живых. Не стало Юрия Богатырева, Александра Пороховщикова, Александра Кайдановского, Анатолия Солоницына, оператора Павла Лебешева. Теперь ушел и Эдуард Володарский.
Будучи Президентом Гильдии сценаристов Союза кинематографистов, Володарский читал лекции по сценарному делу.
«Нельзя просто взять и стать сценаристом, - считал Володарский. - Надо стать прежде всего писателем. Что такое сценарий? Это история. Не имея никакого жизненного багажа, человек никогда не сочинит историю, берущую за душу».
Писатель успевал работать над собственной прозой. Среди его вышедших книг - «Русская», «У каждого своя война», «Дневник самоубийцы», «Охотник за черепами» и др.
Друг Высоцкого, Нагибина, Аксенова, Володарский унес с собой целую эпоху, в которой центром кинематографии были не деньги, а дружба. «Я все 70-е годы получал около четырех тысяч рублей в месяц, - вспоминал Эдуард Яковлевич. - Притом что зарплата министра была восемьсот рублей. У меня пять фильмов лежали на полке, зато я выбился в ведущие драматурги. Но мы с Володькой Высоцким умудрялись все пропивать. Я приезжал в «охранку» — охрану авторских прав в Лаврушинском переулке. Мол, денег взаймы не дадите? Нам надо! Тетка с ужасом говорит: мы же вам только что перевели 3800, мы в долг не даем. Поднимали реестр, там колонки городов, где идет спектакль… Ах, ну что же делать, полторы тыщи вам хватит? Володька кивает: хватит. Я им: мол, хватит...»