МОСКВА, 9 апреля. /ТАСС /. Войска 3-го Белорусского фронта после двухдневного штурма овладели Кенигсбергом - крепостью и главным городом Восточной Пруссии. "Немцы подготовились к длительной обороне и превратили каменные дома в опорные пункты. Многие постройки они взорвали для того, чтобы расчистить сектор обстрела и устроить завалы на улицах, - сообщало Совинформбюро в сводке за 9 апреля 1945 года.
- Советские гвардейские части стремительным ударом овладели южной частью Кенигсберга до реки Прегель, форсировали реку и атаковали немцев в центральной части города. Наши штурмовые отряды, усиленные танками и самоходными орудиями, очищали от врага квартал за кварталом, брали с боями каждое укрепленное здание".
"В течение двух дней танкистам подполковника Охрименко вместе с саперами и пехотинцами пришлось преодолеть четыре противотанковых рва, наполненных водой, - пишет корр. "Правды" о действиях наступающих. - Головной танк везет на себе готовый мост. Мост сбрасывается на ров, саперы его тут же его закрепляют, и весь штурмовой отряд быстро переправляется на другую сторону. Переправа наводится под огневым прикрытием танков".
"Когда была поставлена задача взять форт "Шарлота", танкисты старшего лейтенанта Бойцова, капитанов Останкова и Мешалкина сковали его огнем, а в это время пехота, обойдя форт, окружила его со всех сторон, ослепила амбразуры и принудила гарнизон к сдаче", - пишет газета.
"Форт в северной части обвода был атакован ротой лейтенанта Морозова, - рассказывает корр. "Известий". - Первым на штурм поднялся младший лейтенант Демьянович. Вскоре отделение ворвалось в подземные убежища. Немцы пытались бежать из форта, который стал для них ловушкой, но их настигал огонь наших бойцов. Красный флаг, водруженный Демьяновичем над одним из казематов, возвестил о том, что еще один форт пал".
"Правда" написала в передовице: "В свое время знаменитый русский полководец Петр Румянцев-Задунайский, принимавший участие в занятии Кенигсберга в 1758 году, указывал: "Никто не берет города, не разделавшись прежде с силами, его защищающими". Красная Армия вчистую разделалась с немецкими силами, защищавшими Кенигсберг, и овладела городом". Только с 6 по 10 апреля в боях за столицу Пруссии "взято в плен более 92 тыс. немецких солдат и офицеров, в том числе четыре генерала. Убитыми немцы потеряли до 42 тыс. чел".
Бои на улицах Вены
Части 3-го Украинского фронта ведут успешные бои на улицах Вены. "Наши войска, продвигающиеся вдоль Дунайского канала, овладели механическим заводом, газовым заводом, городской радиостанцией, казармами и ведут бои в районе монетного двора. Гвардейские пехотные и танковые соединения, наступающие с запада, прорвались в центральные районы города и овладели центром австрийской столицы", - сообщает Совинформбюро.
Население освобожденных австрийских сел и городов тепло и радушно встречает советских воинов. Совинформбюро приводит слова священника Мартина Мершица: "Мы с нетерпением ожидали прихода Красной Армии. Когда передовые советские части приблизились к селу, все население вышло на улицы. С радостью приветствуем мы русских солдат и офицеров, освободивших нас от гитлеровского ярма".
Министр пропаганды Третьего рейха Геббельс записал 9 апреля в дневнике: "Благодаря военным успехам в районе Вены Советы снова одержали верх. Они ведут сейчас бои в предместьях Вены и постепенно продвигаются к центру города. В предместьях подняли оружие большей частью в пользу Красной Армии, в результате чего в городе, естественно, создалось довольно неутешительное положение. Таковы последствия так называемого веселого нрава венцев, который вопреки моей воле всегда приукрашивали и прославляли наша пресса и радио".
По данным Совинформбюро "на всех фронтах за день подбито и уничтожено 54 немецких танка и самоходных орудия. В воздушных боях и огнем зенитной артиллерии сбито 28 самолетов противника".
Союзники наступают почти без сопротивления
ТАСС передает из Лондона о том, что "союзные войска заняли 30 германских городов и деревень, и что район Меппена - единственный участок, где немцы оказывают сопротивление".
Датчане помогают советским военнопленным
Корр. агентства из шведского Гетеборга сообщает о том, что "недавно в датский город Хобро немцами были переведены 200 советских военнопленных. Пленные находятся в исключительно бедственном положении. На них почти нет одежды. Многие исхудали так, что выглядят как живые труппы. Датчане относятся к пленным с исключительной теплотой. Они ухитряются передавать пленным пищу, и даже предметы одежды".