8 сентября 1941 года гитлеровские войска захватили Шлиссельбург, отрезав город с многомиллионным населением от остальной страны.

Блокада Ленинграда во время Великой Отечественной войны длилась 872 дня – с 8 сентября 1941 года (захват гитлеровцами Шлиссельбурга) до 27 января 1944 года (освобождение советскими войсками в ходе Ленинградско-Новгородской операции Красного Села, Ропши, Красногвардейска, Пушкина и Слуцка). При этом самые лютые дни выпали с середины ноября 1941 года по апрель 1942 года. Всего за время блокады от голода и лишений погибло свыше 630 тысяч ленинградцев.

Эта цифра, озвученная советским обвинителем на Нюрнбергском процессе, сегодня оспаривается рядом историков, полагающих, что общее число жертв блокады могло достигнуть 1,5 млн человек. Пик смертности пришелся на первую блокадную зиму 1941/ 1942 годов, когда за период с декабря по февраль умерло более 250 тысяч человек. Во время блокады женщины оказались устойчивее: из каждых 100 смертей в Ленинграде в этот период 63 приходились на мужчин и только 37 – на женщин. Всего в годы войны из Ленинграда было эвакуировано около 1,5 миллионов человек.

Через месяц все прогрессивное человечество будет отмечать 70 летний юбилей Великой победы над фашизмом. Как в честь такой даты не обратить свои взоры на ветеранов войны, на тех, благодаря кому, мы, уже убеленные сединами, преодолевшие среднестатистический возраст, но полные оптимизма и желания жить людей, ныне называемых блокадниками Ленинграда, не быть причастными к этому великому событию. Мы, выходцы из ленинградской блокады, чудом уцелевшие в этой «мясорубке» голода, холода, бомбежек, потерявшие родных и близких, заброшенные судьбой сюда в Нарву, и объединившиеся в организацию, устав которой предписывает хранить и преумножать блокадное братство, доносить до молодого поколения правду о событиях блокадного периода и военных лет.

Продуктовая карточка

Подавляющее большинство членов нашего общества, живущие сейчас, это дети блокады. Наша детская память не может восстановить события тех блокадных дней, когда лютовали морозы под 35 - 40 градусов, когда дневной рацион каждого иждивенца составлял 125 граммов «хлеба», который и хлебом-то назвать сомнительно, на 50 процентов данный хлеб состоял из несъедобных примесей, заменявших муку.

Выдача других продуктов в этот период фактически прекратилась, когда отсутствовало электричество, не работал водопровод и канализация, отсутствовали и другие коммунальные «удобства». Все эти лишения на прочь вышибли из нашей детской памяти все, кроме желания что-либо поесть. Да! Мы выжили! Но в ыжили мы за счет того, что не выжили наши родители, отдававшие нам детям, то, что могло бы продлить и спасти им жизнь! Из воспоминаний Рудольфа Рота: « ...в январе 1942 года от голода и холода у меня умерли мама и папа, мне тогда было 4 года. Так как у меня никого из родных не осталось, то меня отправили в «Детский дом». В апреле 1942 года нас эвакуировали на большую землю, сначала в Краснодарский край, потом, когда немцы стали подступать и туда, нас грузили на подводы, в теплушки и увозили. Было это в июле, августе 1942 года. При эвакуации немцы бомбили составы..., были случаи попадания, мы прятались в зарослях подсолнуха и кукурузы.

Эти заросли нам, детям казались настоящим лесом. Затем нас посадили то ли на баржу, то ли на паром и по морю переправили в Армению. По пути следования нас неоднократно обстреливали немцы, воспитатели прятали нас под одеяла, чтобы мы меньше видели и слышали, чтобы нам не было так страшно. Так мы добрались до села Канакер под Ереваном, где я прожил в «Детском доме» до 1948 года. В 1948 меня и еще 4 детдомовцев взяли на учебу в школу военно-музыкальных воспитанников Советской Армии в городе Ереван, где мы проучились до 1953 года. По распределению я попал снова в родной Ленинград, в высшую политическую школу им. Энгельса, в духовой оркестр. Дальше жизнь побежала... строительство Сталинградской ГЭС, Подпорожский район- воспитатель в общежитии. В 1957 году судьба привела меня в Нарву. Где я и проработал все эти годы, начиная смазчиком на Йоальской фабрике до начальника строящегося швейного производства на Кулгу. Когда директором швейной фабрики стала Н. Синякова, я работал там механиком.»

Сегодня мы, блокадники, подпадаем в разряд тех, кого чествуют, называют ветеранами, вручают юбилейные медали. Это приятно! Но нам подчас неловко быть в одном строю с теми, кто приближал эту Великую Победу на полях сражений или работая на оборону.

Мы стараемся держаться в «тени», но благодарные люди, работники фирм и организаций, в знак жеста доброй воли решили и нарвским блокадникам сделать подарок к 70-летию Победы. Две фирмы « Travi Best» и «Audrius tuur» выступили спонсорами, организовали нарвскому обществу блокадников Ленинграда экскурсионную поездку в наш родной Ленинград- Санкт - Петербург. Нас это очень тронуло и обрадовало, потому, что такими подарками мы не избалованы. Спасибо тем, кто сопровождал нас в этой поездке и Ольге Ларионовой («Travi Best»), и Сергею Миллеру («Audrius tuur»), которые относились к нам с почтением и вниманием. И, конечно же, хочется в очередной раз поблагодарить Ларису Оленину, которая в очередной раз оказала помощь в получении российской визы для блокадников. Поездка удалась! Всем спасибо!

narvaleht.eu

Вход на сайт