МОСКВА, 17 марта. /ТАСС/. Советские войска, продолжая бои по ликвидации плацдарма немцев на восточном берегу Одера, заняли шесть населенных пунктов, говорится в сообщении Совинформбюро от 17 марта 1945 года. Накануне, как отмечается в сводке, войска 1-го Белорусского фронта под командованием маршала Жукова взяли в плен более 2 тыс. немецких солдат и офицеров; в числе пленных командир 402-й немецкой пехотной дивизии генерал-лейтенант Шлейниц.
В течение 17 марта юго-западнее Кенигсберга наши войска, продолжая бои по уничтожению Восточно-Прусской группы немцев, заняли 10 населенных пунктов. Накануне в этом районе взято в плен более 700 немецких солдат и офицеров.
Продолжались бои по уничтожению окруженной в городе группы войск противника в районе Бреслау.
"За 17 марта на всех фронтах подбито и уничтожено 136 немецких танков и самоходных орудий. В воздушных боях и огнем зенитной артиллерии сбито 26 самолетов противника", - говорится в сводке.
Немцы расстреливают солдат, оставляющих позиции
Юго-западнее Кенигсберга наши войска продолжали наступление. Весенняя распутица и неблагоприятные условия погоды затрудняют действия советских частей. Преодолевая ожесточенное сопротивление противника, советские пехотинцы, продвигаясь вдоль железной дороги Кенигсберг - Браунсберг, заняли несколько сильно укрепленных населенных пунктов. Другие наши части, преодолев полосу долговременных укреплений, овладели узлом дорог Дойч Тирау. Отступая, немцы оставили на поле боя тысячи убитых и раненых своих солдат и офицеров. Захвачено и уничтожено 11 танков, 106 полевых орудий, девять бронетранспортеров и другое вооружение противника.
Пленные сообщают, что немецкое командование выделило специальные отряды эсэсовцев, которым поручено расстреливать на месте солдат и офицеров, самовольно оставляющих позиции или пытающиеся сдаться в плен. Тем не менее, отмечен ряд случаев, когда группы немцев прекращают сопротивление, бросают оружие и сдаются в плен. Об этом сообщает Совинформбюро.
"Банкротство немецкой стратегии"
Сводка приводит показания взятого в плен на 1-м Белорусском фронте командира 1-го немецкого саперного полка полковника Генлейна. "Мой полк подчинялся непосредственно командующему Берлинским военным округом. В последнее время подразделения полка рыли окопы и строили промежуточные оборонительные рубежи. Солдаты работали день и ночь, но все наши труды пропали даром. Окопов и траншей мы накопали очень много, но они нам не понадобились. Советские танки прорвались в наши тылы. Мы очутились в окружении вместе с теми немецкими частями, для которых строили укрепления. Началась безумная паника. Саперные подразделения перемешались с пехотой и обозами. Все бежали, бросая вооружение, имущество и личные вещи. Каждый думал лишь о спасении собственной жизни. Я растерял не только полк, но и штаб. Вместе с группой офицеров несколько дней отсиживался в лесу. Потом мы направились на запад, пытаясь пробраться через линию фронта, но эта затея не удалась. Из создавшегося положения был только один выход - сложить оружие. Вместе с сопровождавшими меня майором Дикманом и лейтенантом Ваплером я сдался в плен".
Полковник Генлейн в заключение заявил: "Мне 57 лет. Я профессиональный офицер и в начале войны был уверен, что Германия победит. Катастрофа немецкой армии под Сталинградом поколебала мою веру, а последовавшие затем события разрушили ее до основания. Для меня стало ясно, что Германия бесповоротно проиграла войну. Но, признаюсь, такого поражения, какое немецкая армия потерпела за последние месяцы на Восточном фронте, я все-таки не ожидал. Германия вела много войн и не раз имела неудачи. Однако такого невиданного поражения, такого банкротства немецкой стратегии история Германии еще не знала".
Русские солдаты о войне
"Известия" поместили заметку разведчика, Героя Советского Союза старшины Н.Назарова из Хакасии. "Рос я в тайге, она начиналась сразу же от нашего села, и, конечно, был охотником. Только у себя в лесу я охотился на зверей, а сейчас - на гитлеровцев. Но они хуже любого зверя. Мы прошли по их следу не одну сотню километров и видели, что они натворили на нашей земле. Я видел матерей, плачущих над обуглившимися трупиками малюток, видел растерзанных стариков, видел сожженные города. Нет, гитлеровец хуже зверя."
"Красная звезда" сообщает, о том как "в городе Кайльсберг (Восточная Пруссия) в старинном замке наши бойцы обнаружили ценнейшую научную библиотеку, принадлежащую Академии наук Украинской ССР. Немцы, очевидно, собирались увезти литературу вглубь Германии, но не успели. В подвалах замка найдено также много ящиков с экспонатами биологического и зоологического музеев Академии наук УССР. Все это ценное имущество находится под охраной и в ближайшее время будет отправлено в Киев".
Восстановление донбасских шахт
Корр. ТАСС сообщал из Сталино (ныне Донецк): "Горловский завод угольного машиностроения освоил производство новых высокопроизводительных насосов для откачки воды из восстанавливаемых шахт Донбасса. Насосы подвешиваются в стволе шахты на канатах и опускаются по мере понижения уровня воды в шахте".
О восстановлении электростанций, разрушенных немецкими оккупантами передавал корр. ТАСС из Львова. "Недавно в городке Каменка-Бугская после почти четырехлетнего перерыва зажглись электрические огни. Заканчивается монтаж электростанции в 50 киловатт в Подкаменском районе. Всего за это время в области электрифицировано 18 районных центров".
Из Одессы корр. "Правды" информировал об установке памятника Суворову в Измаиле. Население Измаила, чтя память великого русского полководца Суворова, еще в 1912 году собрало деньги на сооружение ему бронзового памятника, изготовление которого было поручено одесскому скульптору Эдуарсу. Скульптор отлил фигуру Суворова на коне, но перевезти на место помешала война 1914 года. Памятник, хранившийся во дворе Одесского музея изобразительных искусств, теперь доставляется в Измаил. Открытие будет приурочено к первой годовщине освобождения города от