МОСКВА, 16 марта. /ТАСС/. Юго-западнее Кенигсберга наши войска продолжают сжимать кольцо окружения восточно-прусской группировки войск противника. "Немцы, зажатые на узкой прибрежной полосе, оказывают отчаянное сопротивление, - сообщило Совинформбюро в сводке за 16 марта 1945 года.
- Особенно ожесточенные бои происходили к западу от населенного пункта Бладиау, узла шоссейных дорог, занятого вчера нашими войсками. Овладев им, советские войска перерезали последнюю находившуюся в руках немцев шоссейную магистраль, идущую вдоль линии фронта. Противник пытался восстановить положение и предпринял ряд атак, но успеха не добился".
На штеттинском направлении наши войска вели бои по ликвидации плацдарма немцев на восточном берегу Одера. "Немцы, пытаясь любой ценой удержать плацдарм в своих руках, сосредоточили здесь крупные силы танков, артиллерии и пехоты. После ожесточенных боев советские части, продвигающиеся вдоль Одера на север, с трех сторон вышли к городу Грайфенхаген. Гарнизон противника был прижат к реке и разгромлен".
По данным Совинформбюро, "на всех фронтах за день подбито и уничтожено 113 немецких танков, в воздушных боях и огнем зенитной артиллерии сбито 65 самолетов противника.
Западня для гитлеровцев
"Красная звезда" публикует материал об умелых действиях разведчиков. "Проникнув на опушку леса, расположенную в ста метрах от вражеских траншей, саперы заминировали здесь несколько десятков деревьев, соединив заряды детонирующим шнуром. Невдалеке они отрыли два котлована, в которые заложили камни и мощные заряды. Оба камнемета были соединены между собой детонирующим шнуром. Группа захвата, состоящая из восьми бойцов, заняла исходное положение. Вскоре на опушке леса раздался взрыв, и деревья начали падать одно за другим. Через несколько минут раздались еще два сильных взрыва. На траншеи противника полетело множество камней. Это окончательно ошеломило немцев. Воспользовавшись замешательством, разведчики стремительно бросились в немецкие траншеи, захватили гитлеровца и благополучно вернулись в расположение своей части".
Бои в Бреслау
В окруженном Бреслау советским воинам приходилось буквально вгрызаться в каждый дом. "Из окна, где разместился наблюдательный пункт, видны действия бойцов, дерущихся здесь же рядом - в соседних домах, пишет корреспондент "Известий". - Вечером вдоль улиц была установлена дымовая завеса. Из окон и дверей противоположного дома немцы ружейно-пулеметным огнем прошивали дым, думая, что под его прикрытием бойцы приходят улицу. Но наши бойцы перехитрили противника. Они пустили маскирующий дым в другом месте и там перебрались через улицу. Под углом здания, где сидели немцы, саперы подложили взрывчатку и проделали проход в стене. Через несколько минут, расчищая путь гранатами, бойцы ворвались в подвал. Немцы жестоко сопротивлялись, но все же вынуждены были отступить".
Гитлеровцы закрепились в соседнем блоке того же дома. Лейтенант Урядов, руководивший нашими бойцами, организовал наступление на них сверху "Он поднялся на чердак, посадил там снайперов, с задачей отрезать путь немцам, если они вздумают перебегать через улицу, а сам, пробив потолок верхнего этажа в четвертом блоке, спустился на третий этаж. Здесь в комнатах оборонялись несколько немецких автоматчиков. В темноте бойцы уничтожили их и, вытесняя немцев из комнат, пробрались к подвалу".
"Немцы, находясь за крепкими стенами подвала, действительно, были окружены. Наши бойцы подобрались к ним сверху, слева и справа. У немцев остался один выход на улицу. Как и предполагал лейтенант Урядов, они начали выскакивать из подъезда. Здесь их уничтожали снайперы метким огнем с чердака. Гранатным огнем и рукопашной схваткой этот очаг сопротивления был ликвидирован".
Доблесть водителя орудийного тягача
"Красная звезда" рассказывает о воинской доблести водителя тягача тяжелого орудия. "Получив приказание, старший сержант Шелим повел трактор на левый берег. Понтонная переправа непрерывно обстреливалась вражескими минометами, но Шелим, пренебрегая опасностью, благополучно провел трактор на левый берег. Продвинувшись вглубь плацдарма, он стал разворачиваться, чтоб установить орудие на прямую наводку. В это время отважный воин был ранен в грудь и в руку. Превозмогая боль, Шелим продолжал работать одной рукой, пока орудие не было установлено. Только тогда, когда расчет стал обстреливать населенный пункт, занятый немцами, Шелим слез с трактора и доложил командиру о ранении".
Передвижная лавка на фронте
Газета рассказывает и о заведующем передвижной лавкой красноармейце Шагаеве. "Он подъезжает со своей лавкой близко к переднему краю. Там, где обстановка этого не позволяет, Шагаев укладывает товары в чемоданы и, вооружившись автоматом, пробирается от окопа к окопу. Труд Шагаева высоко ценят воины. В книге отзывов много благодарственных отзывов о работе лавки".
Советский комендант в Германии
Советским офицерам приходится налаживать жизнь на занятой нашими войсками немецкой территории. "Много забот сразу же легло на плечи военного коменданта майора Грабчака. В его районе оказалось несколько тысяч голов скота. Почуяв приближение советских войск, немецкие помещики и кулаки удрали, побросав все имущество и в том числе скот. Комендант принялся за дело. Бродячий скот был собран, немцы и немки стали за ним ухаживать. Сначала не хватало людей, чтобы за всем присмотреть хозяйским взглядом. Но и такие люди нашлись. Это были молодые украинские колхозницы, угнанные в рабство немцами и освобожденные теперь Красной Армией. И среди них оказалось много отличных доярок и свинарок. Правда, девушки торопились домой. Но им объяснили, что вернуться на родину они успеют, а принести пользу стране сейчас можно и здесь, в Германии. Девушки остались. Они не бьют немок по щекам, не обзывают их свиньями, но все же оказались строгими и взыскательными начальницами", - пишет корреспондент "Красной звезды".