С первого сентября нынешнего учебного года в гимназиях с русским языком обучения с 10 класса стало обязательным преподавание трех предметов на эстонском языке. Это эстонская литература, музыка и обществоведение. Одним из приоритетов направления «Списка Кленского» в Нарве является защита русского языка и образования на русском языке.
На фото: Единомышленники – Александр Николаев и Димитрий Кленский
Вопрос лидеру блока Александру Николаеву «Что вы можете сказать об этом, как человек, проработавший в школе 40 лет?»
А.Николаев: «Это подразумевает хорошее владение этим языком будущими и сегодняшними гимназистами. В дальнейшем планируется перевести на эстонский язык преподавание 60% предметов, изучаемых в гимназии. Сегодня в некоторых гимназиях, кроме трех обязательных предметов, стали преподавать на эстонском и другие. Но преподавание предмета на эстонском языке обязывает учащихся сдавать государственный экзамен по этому предмету также на государственном языке.
Я считаю, что дальнейшее расширение обучения на эстонском языке русских гимназиях приведет к уменьшению числа русских гимназистов, к уменьшению количества русских гимназий. Ребенок, не владеющий эстонским языком, не будет иметь права получения гимназического образования, значит, не сможет получить высшее образование, в том числе и в России, на русском языке. В результате значительному количеству нарвских детей будет предложено овладевать специальностями в профессиональных училищах, где обучение востребованным профессиях будет вестись тоже на эстонском языке.
Мое мнение, как педагога с сорокалетним стажем, таково – для перехода на эстонский язык преподавания в русских гимназиях должно быть выполнено, как минимум, три условия. Во-первых, русские гимназии должны быть обеспечены специальными учебными и методическими пособиями в полном объеме.
Во-вторых, в каждом учебном заведении должно быть необходимое наличие учителей-специалистов, получивших соответствующее образование и в совершенстве владеющих эстонским языком на высоком уровне. И, в-третьих, учащиеся, поступающие в гимназические классы, должны уже владеть эстонским языком на уровне, позволяющем понимать суть преподаваемого предмета.
Поскольку на сегодняшний день ни одно из этих условий до конца в нарвских гимназиях не выполнено, я считаю, что переход на преподавание на эстонском языке даже и трех вышеуказанных предметов преждевременен и необоснован.
Я думаю, со мной согласятся в этом вопросе все здравомыслящие люди».
Гаета "Город"